В Приамурье принимают документы на получение статуса социального предпринимателя

Претендовать на статус могут предприятия, которые трудоустраивают людей из социально уязвимых категорий, и бизнесмены, которые решают общественные проблемы.

В Приамурье проходит прием документов на получение статуса социального предпринимателя. Об этом сообщает официальный портал правительства региона. 

Статус социального предпринимателя дает возможность пройти бесплатную акселерационную программу от центра «Мой бизнес» и получить федеральный грант до 500 000 рублей на развитие своего соцпроекта.

«Интерес к социальному предпринимательству в Амурской области со стороны малого бизнеса постепенно растет. В этом году реализовать социальные бизнес-проекты решило около 60 амурчан, 48 из которых уже вошли в реестр социальных предпринимателей региона. Каждый из таких проектов очень значим — благодаря им социально уязвимые категории населения на льготных условиях могут получить доступ к качественным образовательным, медицинским и бытовым услугам», — сказал губернатор Василий Орлов.

Как рассказала министр экономического развития и внешних связей Амурской области Людмила Старкова, наибольшую активность в подаче заявок проявляют предприниматели Благовещенска, Тынды и Белогорска. Несколько социальных предприятий зарегистрировано в Свободном и Райчихинске. Большая часть проектов связана с оказанием образовательных и медицинских услуг. Некоторые предприятия становятся социальными, трудоустраивая нуждающихся граждан или людей с инвалидностью.

«Получить приставку «социальный» к своему статусу предприниматель региона может в случае трудоустройства социально уязвимых категорий граждан и реализации производимых ими или для них товаров и услуг. Кроме этого, на поддержку смогут претендовать те бизнесмены, чья деятельность способствует решению социальных проблем общества», — отметила Старкова. 

Список необходимых документов и условия присвоения статуса социального предпринимателя в Амурской области можно найти на сайте

Второй сезон подкаста SadovoePodcast посвятили социальным предпринимателям

Поддержку в создании проекта оказал фонд региональных социальных программ «Наше будущее».

SadovoePodcast — это подкаст об идеях и людях, которые их распространяют. Второй сезон проекта полностью посвящен социальному предпринимательству.

Сейчас для прослушивания доступны пять эпизодов. В выпусках социальные предприниматели из разных городов России поделились своим опытом и рассказали, как превратили свою мечту в устойчивый бизнес. Среди героев подкаста:

  • российский изобретатель и социальный предприниматель из Калининграда Роман Аранин, который создал компанию по производству колясок-вездеходов Observer;
  • Марина Бакулина из Тюмени, которая открыла частный детский центр «Ступеньки», специализирующийся на предупреждении логопедических нарушений у детей с раннего возраста (с 6 месяцев до 10 лет);
  • Наталья Евтеева из Хабаровска, которая стала основателем общественной организации для людей с инвалидностью «Реальная помощь»;
  • Сергей Наумов, который открыл музей «Петровские корабли», посвященный зарождению в Воронеже русского военно-морского флота;
  • Александр Мещанкин, который создал туристический клуб «Росомаха» на Камчатке, чтобы сделать путешествия на его родной полуостров доступными для всех.

Узнать больше о героях подкаста SadovoePodcast и послушать выпуски можно по ссылке

Как социально ответственный бизнес поддерживает молодых родителей в России

Современный бизнес хочет быть социально ответственным: компании заботятся об экологии, жертвуют на благотворительность и становятся попечителями НКО. Еще одно важное направление — поддержка сотрудников. Персоналу помогают в трудной жизненной ситуации, в случае утраты близкого или рождения ребенка.

1 июня в рамках ежегодного Women's Leadership Forum прошел круглый стол «Лучшие практики корпоративной поддержки материнства». Представители российского и зарубежного бизнеса рассказали, как поддерживают своих сотрудников до, во время и после декретного отпуска.

SAP ориентируется на потребности девушек в декрете и поддерживает с ними постоянную связь

Первой выступила представитель немецкого производителя программного обеспечения SAP Вера Соломатина. Она рассказала, что для лучшего понимания потребностей мам в компании провели соцопрос. 

«Первое, что мы поняли для себя в России, — это то, что нужно прийти к девушкам и спросить, что им нужно. Мы сделали опрос всех женщин, которые испытывали опыт материнства в компании SAP, и собрали достаточно интересную статистику», — сообщила Соломатина. 

По итогам опроса декретный отпуск разделили на три стадии и придумали меры поддержки для каждой из них. Не все из программ работают в России, но компания двигается в этом направлении.

  • Выход в декрет

Соцопрос в SAP показал, что уходящие в декрет девушки чувствуют себя изолированными: у них забирают рабочие компьютеры и блокируют аккаунты в корпоративных системах. Будущие мамы перестают быть в курсе новостей компании и быстро теряют связь.

Чтобы такого не происходило, в SAP отменили ограничение доступа к рабочим материалам для тех, кто уходит в декрет. Спикер отметила, что ограничения снимают по желанию, и если девушка решила отказаться от рабочих связей, поддерживать их ее не заставляют.

  • Декретный отпуск

Соломатина рассказала, что во время декретного отпуска менеджеры компании остаются на связи с молодыми мамами. Им звонят с вопросами о самочувствии и планах на будущее.

Для девушек в декрете открыты возможности участия в корпоративных тренингах и образовательных мероприятиях. По желанию можно работать несколько часов в день: в SAP действует программа разделения работы, в рамках которой сотрудники могут «поделиться» задачами с вышедшими в декрет. 

  • Возвращение в офис

Из-за того, что структура компании, кадровый состав и цели бизнеса быстро меняются, вышедших из декрета сотрудниц в SAP принимают как будто бы заново. Соломатина отметила, что им представляют коллектив, рассказывают о задачах компании и отдела, о функциональной роли и нюансах работы. С молодыми мамами обсуждают гибкий график и пересматривают зарплату. 

Спикер рассказала и об уникальном проекте SAP — детском коворкинге. Мама с ребенком может прийти в офис на несколько часов для решения рабочих задач. Пока сотрудница будет распечатывать бумаги, совещаться на бизнес-встречах или обсуждать проект с коллегами, за малышом присмотрят обученные специалисты. 

Соломатина добавила, что все программы компании рассчитаны не только на девушек, но и на мужчин, уходящих в декретный отпуск. В SAP привилегиями молодого родителя часто пользуются и папы.

«Делойт» поддерживает родных и приемных родителей, молодых мам и пап

Следующий спикер, руководитель группы бизнес-партнеров по работе с персоналом компании «Делойт» Татьяна Шилова, выступила с докладом «Как выйти из декрета и «догнать» свою карьеру». Шилова призналась, что она сама — мама четверых детей, поэтому не понаслышке знает о трудностях, с которыми сталкивается молодой родитель. 

Спикер рассказала о четырех инициативах «Делойт», которые помогают не только мамам, но и папам маленьких детей.

  • Working parents club, или «Клуб работающих родителей»

Для участников клуба проводят лекции с внутренними и внешними спикерами. Среди популярных тем выступлений — «Как найти няню», «Дети и деньги», «IT-знания для детей». «Клуб работающих родителей» доступен не только офлайн, но и онлайн. Для детей выпускают подкасты и видео, для родителей составляют списки полезных ресурсов. 

Шилова рассказала, что проект работает и во время каникул. Для детей от 3 до 11 лет организовывают онлайн-занятия, на которых они рисуют, мастерят поделки или ставят опыты, чтобы родители могли посвятить время рабочим задачам.

  • «Акселератор»

Программа помогает женщинам в декрете и после него определиться со своей карьерной траекторией. Эксперты вместе с девушками определяют профессиональные цели внутри компании и составляют план развития навыков. Партнером проекта выступает сообщество SelfMama.

Шилова рассказала, что все участницы «Акселератора» по-прежнему работают в компании и хорошо отзываются о проекте. 

  • Гибкий график

«Делойт» предоставляет своим сотрудникам возможность работать по гибкому графику. Молодые родители могут согласовать количество рабочих часов, а также начало и конец дня со своим менеджером.

Мамам, вышедшим из декрета, доступен «творческий отпуск», рассказала Шилова. Перерыв в работе можно посвятить писательству, путешествиям или волонтерству. Компания продолжает выплачивать сотруднице часть заработной платы. 

  • Страхование детей

В течение 14 месяцев после родов «Делойт» оплачивает сотрудникам медицинскую страховку. Шилова отмечает, что это дает возможность молодым мамам восстановить свое здоровье.

Сотрудники, которые занимают управленческие должности, могут застраховать одного ребенка за счет компании. Остальных детей можно страховать по корпоративному тарифу. 

Шилова добавила, что в «Делойт» поддерживают не только родных, но и приемных родителей.

«У нас есть возможность для тех, кто усыновляет детей, уйти в отпуск по уходу за ребенком. Еще есть определенные элементы поддержки, в том числе и финансовой», — подчеркнула Шилова.

Финальным спикером круглого стола стала руководитель проекта «Мама работает» Наталья Сивко. Она подытожила выступления экспертов и рассказала, что «Мама работает» совместно с ГБУ «Моя карьера» оказывает профориентационную и образовательную поддержку молодым мамам. Проект учитывает интересы самой женщины, ее работодателя и общества в целом.

Сивко подчеркнула, что работодателю выгоднее удержать опытного и проверенного сотрудника, чем искать нового человека. Поэтому компаниям важно развивать программы корпоративной социальной ответственности для поддержки молодых родителей. 

Как социальные предприниматели пережили пандемию

24 марта Impact Hub Moscow представил результаты нового исследования «Социальное предпринимательство в эпоху пандемии». Эксперты выяснили, как социальные предприниматели пережили кризис.

Социальные предприниматели преследуют две цели – решение общественных проблем и сохранение экономической устойчивости. Поэтому кажется, что в пандемию им было особенно трудно. Так ли это на самом деле, разбирались эксперты из Impact Hub Moscow, Высшей школы менеджмента СПбГУ, Массачусетского университета и Фонда имени Фридриха Эберта.

Кто участвовал?

В исследовании, которое проходило с июля 2020 года по январь 2021 года, участвовали социальные предприниматели и эксперты сектора из 35 регионов России. Социологи опрашивали НКО, коммерческие организации и предпринимателей с гибридной моделью работы (когда сочетается внутреннее и внешнее финансирование).

Большую часть выборки составили респонденты из социальной и образовательной сфер. Также изучали социальных предпринимателей-программистов, экологов и медиков.

Среди наиболее популярных целевых групп общественников  – люди с инвалидностью, одинокие и многодетные родители, коммерческие организации с программами корпоративной социальной ответственности (КСО) и пенсионеры.

Результаты исследования

Первый вопрос исследователей к социальным предпринимателям касался численности сотрудников организаций. Как оказалось, в период пандемии ситуация практически не изменилась: 85% опрошенных ответили, что количество персонала осталось прежним или увеличилось. Увольнения затронули только 15% респондентов. Причем в наилучшем положении оказались НКО  – только 6% из них пришлось расторгать трудовые договоры.

Пандемия коронавируса дала возможность социальным предпринимателям расширить свой географический охват: они масштабировались на всю страну, дотянулись до соседних регионов или государств. В 78% случаев это произошло благодаря цифровым инструментам и работе в режиме онлайн.

Объем внешнего и внутреннего финансирования сократился у гибридных организаций, но в целом ситуация осталась стабильной. Социальные предприниматели начали искать выход из ситуации и применять новые методы работы. А для некоторых коронакризис даже стал толчком и мотиватором.

«Из-за страха надвигающегося кризиса я поняла, что мне нужно не просто увеличить доход магазина, а сделать что-то, чтобы не потерять то, что есть. В итоге мне удалось увеличить выручку в три раза и открыть второй магазин», — рассказывает Джамиля Семененко о проекте Charity Market.

Чтобы адаптироваться к ситуации, общественники использовали самые разные стратегии, наиболее популярными оказались:

  • улучшение существующих продуктов (89%);
  • создание новых продуктов (87%);
  • оптимизация бизнес-процессов (87%);
  • повышение профессиональных компетенций команды (86%);
  • привлечение новых партнеров (85%).

Среди распространенных цифровых решений можно выделить запуск онлайн-продаж и цифровых продуктов.

«Мы придумали и развиваем цифровую систему, которая будет оценивать уровень развития ребенка, составлять для него индивидуальную программу и управлять ее воплощением», — поделилась Надежда Самойлова из центра развития и реабилитации детей «Светлый город».

Для многих социальных предпринимателей карантин оказался периодом инноваций: 28% придумали радикально новый продукт для рынка, а 47% улучшили существующие процессы. Например, мебельная фабрика «Астра» запустила инклюзивное производство мебели.

Сооснователь и директор Impact Hub Moscow Екатерина Халецкая отметила, что во время пандемии выросло значение сообщества, часто проходили встречи представителей сектора. Востребованным стало и образование: социальные предприниматели ходили на просветительские мероприятия, записывались на специализированные учебные программы и занимались с наставниками. Общественники выделили области знаний, которых оказалось недостаточно и которые они планируют развивать: маркетинг и коммуникации, продуктовый дизайн, механизмы привлечения инвесторов, методы работы с госорганами и СМИ.

Оглядываясь назад, большинство респондентов положительно отзывается о периоде кризиса: они отмечают, что удалось приобрести новые знания и навыки, проявить свою креативность, начать работать эффективнее и сплотить команду. Лишь 13% социальных предпринимателей сказали, что пандемия на работу организации повлияла исключительно негативно.

«Социальные предприниматели проявили невероятную устойчивость в очень непростое время. Тому есть много причин, но главное –  это повышенная ответственность перед благополучателями и тот предпринимательский дух, который помогает им находить новые решения… Большинство социальных предпринимателей отмечает, что период пандемии –время бесценного опыта. Важно использовать этот опыт и двигаться дальше», — подвела итог одна из авторов исследования Юлия Арай.