Проект «Кружок» и Adidas построят футбольные поля в отдаленных регионах России

Поучаствовать в проекте может каждый.

Независимый проект «Кружок» и компания по производству спортивной одежды Adidas построят футбольные поля в отдаленных регионах России. Об этом «Кружок» сообщает в своих соцсетях. 

Всего в небольших городах, селах и деревнях появится шесть футбольных полей. 

«Это места, в которых побывал «Кружок». В которых есть активные подростки, заинтересованные взрослые, открытые новому администрации и те, на кого можно положиться с поддержкой инфраструктуры и развитием сообщества. В которых нет комфортной среды, чтобы играть и в солнце, и в дождь, и в снег, и утром, и вечером. Про которые мы точно знаем: появление футбольного поля даст импульс для развития людей и места», — рассказали в «Кружке».

Первое футбольное поле построили в деревне Взвад. На открытие приехали блогер Юрий Дудь, GirlPower Football School, футболисты Иван Сапрыкин и Игорь Олейник. 

Партнером спортивной инициативы просветительского проекта выступила компания Adidas и ее программа #adidasfootballcollective. С 11 июня по 5 июля с каждой покупки футбольных товаров Adidas 5% от стоимости, 10% — для членов Creators Club, будут инвестированы в строительство футбольных площадок в регионах России. Акция действует на сайте adidas.ru и в розничных магазинах. 

О проекте «Кружок»

«Кружок» — независимый просветительский проект. Преподаватели, энтузиасты и молодые профессионалы приезжают в малые города, села, деревни и проводят там бесплатные недельные школы для подростков. Образовательный тур по стране начался в 2018 году с десяти школ веб-разработки в разных регионах. В 2019-м добавились новые темы и форматы — в проект пришли музыканты, журналисты, архитекторы и даже астрономы.  

Социальный спорт для детей: где взять тренеров и как их обучить

Спортивные социальные проекты – это не про медали, это про здоровье, адаптацию, инклюзию и радость спорта для всех. Как готовят тренеров для социального спорта, обсудили на втором дне онлайн-конференции «Спорт и общество: открытый разговор». С одной стороны, есть специализированное высшее образование и разные курсы переподготовки, с другой стороны, кадров остро не хватает: люди просто не хотят работать с детьми с особенностями.

«Без образования тренеров мы бы не сдвинули с места наш проект «Добрый лед», – заявил Игорь Барадачев, руководитель программ Благотворительного фонда Геннадия и Елены Тимченко. «Добрый лед» делает хоккей доступным для каждого ребенка в стране, в том числе в маленьких городах и селах. В его рамках проводятся хоккейные семейные фестивали, конкурсы грантов (ведь хоккейная экипировка недешевая), тренинги для юных хоккеистов и, конечно, дистанционное обучение тренеров. В фонде разработали авторскую программу обучения под запросы социального спорта, которая заметно отличается от обычной программы, отметил Барадачев. 

«Специалистов по адаптивному хоккею не готовит ни один ВУЗ, – поделился Барадачев. – Мы обучаем спортивной медицине, психологии личности спортсмена и тренера, уделяем внимание социально-психологическим аспектам в работе, организационной компетентности детского тренера, факультативно – английский язык». 

Образовательная программа по адаптивному хоккею включает курсы повышения квалификации для тренеров и судей, онлайн-программу обучения и тестирования волонтеров, стажировки для специалистов, в том числе зарубежные.

Фото: проект «Добрый лед»

В презентации Барадачева были отзывы тренеров, которые прошли обучение. «Осознал, что дети иногда не понимают, что я хочу до них донести», – признался тренер Александр Маков. А его коллега Максим Смоляк вынес «самое главное – как выходить из конфликтных ситуаций в работе с родителями».

Как отметил Барадачев, надо вкладываться и в управленческие навыки – обучение координаторов, – ведь спортивный менеджмент имеет большую специфику.

Новые знания нужны и родителям, потому что им надо хорошо понимать специфику вида спорта, физиологические особенности ребенка, как спорт на него повлияет, как выстроить режим дня и так далее. Как признался Барадачев, иногда родителей ставит в ступор вопрос, как правильно подобрать ребенку экипировку. 

Докладчик рассказал еще об одном проекте Фонда Тимченко – «Шахматы в школах». В числе прочего он подразумевает подготовку учителей начальных классов. «В целом мы занимаемся образованием тренеров, чтобы дети могли заниматься спортом независимо от состояния здоровья», – подытожил Барадачев.

Наследие СССР и переподготовка тренеров

О том, как обучают специалистов в этой узкой сфере и какие тут есть проблемы, поделился профессор кафедры теории и методики адаптивной физической культуры Института физкультуры и спорта имени Лесгафта Сергей Евсеев. По его словам, в советское время число инвалидов занижалось в три раза: считалось, что это пережиток капитализма, который уйдет с построением идеального общества. Например, мужчины, которые получили травмы во время военных конфликтов, получали пенсии и пособия по другим основаниям. В то же время считалось, что спортивные достижения показывают превосходство социалистической системы, рассказывал Евсеев. По его словам, две эти установки вошли в противоречие, когда в СССР поставили задачу готовиться к паралимпиадам. «Мы активно включились в программу олимпиады для инвалидов, что было странно, ведь официально у нас не было инвалидов», – вспоминал Евсеев, который тогда принимал участие в зарубежных семинарах.

Психологическое наследие есть у нас до сих пор. А «социализация очень завязана на психологию места, где живет ребенок». И по этой причине модель подготовки волонтеров из США нам не подходит, считает Евсеев: «В Америке это трех-четырехнедельные курсы. А у нас все очень сегрегировано, например, в ПНИ просто так не зайдешь».

В ведении Минспорта сейчас 14 вузов и три филиала, есть бакалавриат и магистратура, а также возможности для дополнительного образования. Их предлагают компании, которые готовы выстроить программы под любой запрос практики, с одобрением поделился Евсеев. Что касается НГУ, он включен в программу «Спорт – норма жизни». Это программа переподготовки тренеров, по которой могут за счет бюджета обучиться 48 000 человек. 

Как рассказал Евсеев, в системе высшего образования ежегодно выпускается 1500–2000 специалистов, в НГУ им. Лесгафта – порядка 150–200 человек. Сначала в НГУ готовили специалистов по нозологическому принципу, но перешли к более универсальному подходу, поскольку сейчас много людей, у которых сразу несколько поражений, например, нарушение интеллекта и опорно-двигательного аппарата. По словам Евсеева, очень недооценен такой вид подготовки, как двигательная рекреация – движение для удовольствия и досуга. При этом одни и те же дети могут быть и в спорте, и в рекреации, отметил докладчик.

Тренеров не хватает

В России остро не хватает тренеров, которые умеют, хотят и могут заниматься с лицами с ограниченными возможностями, заявила Ольга Слуцкер, президент Специальной Олимпиады в России. С этим согласилась Наталья Белоголовцева, директор и учредитель всероссийской программы комплексной реабилитации личности «Лига Мечты» (начиналась с программы «Лыжи мечты»): «Люди не готовы идти работать с детьми с особенностями». В фонде помогают детям с особенностями заниматься горными лыжами, командными видами спорта, скалолазанием, водными видами спорта (типа каякинга), творчеством и роллер-спортом – это способ кататься на роликах с помощью специального оборудования, который придумали специалисты «Лиги Мечты».

По словам Белоголовцевой, все это нужно, чтобы повысить качество жизни людей с разными видами инвалидности, это своего рода лечение спортом: чтобы уметь ходить, открыть бутылку с водой, застегнуть молнию – словом, жить по-человечески. 

От занятий спортом улучшается физическое состояние подопечных, активный образ жизни перенимают родственники (есть даже программа для бабушек и дедушек), а все они получают ощущение нормальной, обычной семьи, рассказала докладчик. Занятия спортом вовлекают в процесс воспитания отцов, которым комфортнее играть с ребенком в бадминтон, а не ходить по врачам, отметила Белоголовцева. В фонде не делят участников по диагнозам, берут всех, кто имеет минимальную опору на ноги, пусть даже провел всю жизнь в инвалидной коляске.

Набрать подопечных можно, но проблема, кто будет с ними работать. В фонде работает 800 человек, это, по мнению Белоголовцевой, мало.

«Например, в Москве всего пять инструкторов по горным лыжам. Это мало, хотя работа хорошо оплачивается», – говорит она. Есть острая нехватка тренеров, они не хотят работать с особенными детьми, признала Белоголовцева. 

Но в фонде есть случай, когда подопечная достигла таких успехов, что сама стала тренером. Дарья Елькова до того, как попасть в фонд, не могла застегнуть ботинки, ходила все хуже и хуже, пользовалась палками, а ноги начали отказывать. Она попробовала встать на горные лыжи и серьезно ими увлеклась, рассказывала Белоголовцева. В 18 лет Елькова выиграла российскую Спартакиаду среди инвалидов, стала профессиональным инструктором, который может заниматься даже со здоровыми людьми. Сейчас она студентка Института физкультуры Лесгафта, с гордостью поделилась глава фонда.

Фото: facebook.com/dreamski.ru 

«Лыжи мечты» Сергей и Наталья Белоголовцевы основали в 2014 году. Они пробовали разные методики лечения сына Евгения с ДЦП, рискнули поставить его на горные лыжи и увидели эффект уже через две недели занятий. Сейчас в «Лиге Мечты» подготовили социальную франшизу. Белоголовцева уверена, что в деле социального спорта можно добиться успехов с помощью энтузиазма и упорства: «Сейчас наша программа работает в 39 регионах на 110 спортивных объектах. А проект мы начинали в 2014 году с кучкой необученных волонтеров».

83 проекта получили грантовую поддержку от фонда Потанина на конкурсе «Спорт для всех»

Максимальный размер гранта — 1 500 000 рублей. Общий бюджет конкурса составил 100 209 712 рублей.

Экспертный совет благотворительного фонда Владимира Потанина подвел итоги грантового конкурса «Спорт для всех». В нем поучаствовало 913 организаций. 

Победителями конкурса стали 83 проекта из 37 регионов России. Они получат деньги на реализацию своих спортивных инициатив. 

В числе победителей конкурса оказались не только спортивные школы или федерации спорта, но и благотворительные фонды, учреждения культуры, образовательные организации, социальные центры и даже два детских сада. По числу победителей лидерами стали Свердловская область (8 проектов-победителей), Москва и Тюменская область (в этих регионах победу одержали 6 проектов). 

Финансовую поддержку от фонда Потанина получат организации, которые используют спорт как инструмент инклюзии и социализации. Победители конкурса будут работать с детьми и взрослыми с особенностями физического и ментального развития, людьми с онкологическими заболеваниями, пожилыми, подростками с трудностями поведения, детьми, оставшимися без попечения родителей, мигрантами. 

Среди популярных видов спорта — фехтование, бег, велоспорт, спортивные танцы, альпинизм, футбол, картинговый спорт, шахматы, хоккей, роллерспорт, каникросс, ледолазание, сапбординг, скиджоринг, следж-хоккей, спортивная робототехника, фридайвинг, иппотерапия, плавание и акватерапия, флорбол.