«Коммерсантъ» проведет онлайн-марафон «Социальное предпринимательство. Вызовы и возможности»

Участниками проекта станут представители СМИ, бизнеса и власти, социальные предприниматели и руководители НКО из 10 городов России.

16–17 июня 2021 года в России пройдет межрегиональный онлайн-марафон «Социальное предпринимательство. Вызовы и возможности». Организатор мероприятия — издание «Коммерсантъ».

В марафоне поучаствуют 10 городов: Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Краснодар, Ростов-на-Дону, Пермь, Уфа, Воронеж, Москва. 

Среди спикеров — председатель совета фонда «Навстречу переменам» Татьяна Бурмистрова, руководитель компании «Лавка добра» Николай Алексеев, генеральный директор сети благотворительных магазинов «Спасибо!» Наталья Галечьян, директор АНО «Атлас НКО» Анна Белан, министр семьи, труда и социальной защиты Республики Башкортостан Ленара Иванова.

В рамках дискуссии обсудят такие вопросы: 

  • Что такое социально ответственный бизнес и социальное предпринимательство? Отличие от благотворительных организаций. Кому выгодно развитие социального предпринимательства?
  • Востребованные направления социального предпринимательства. Роль креативных индустрий. Проекты в области развития образования, науки и культуры.
  • Социальное предпринимательство в постпандемийный период. Что изменилось?
  • Инструменты социального финансирования: субсидии, гранты. Где искать поддержку и как воспользоваться? Участие государства и институтов развития.
  • Поддержка социальных инноваций корпорациями и фондами. Помощь малому бизнесу в развитии и внедрении лучших практик.
  • Инновационные решения ключевых социальных проблем. Модели и кейсы успешных фондов и организаций.

С подробным расписанием и временем проведения сессий в разных городах можно ознакомиться на сайте

Как социальные предприниматели пережили пандемию

24 марта Impact Hub Moscow представил результаты нового исследования «Социальное предпринимательство в эпоху пандемии». Эксперты выяснили, как социальные предприниматели пережили кризис.

Социальные предприниматели преследуют две цели – решение общественных проблем и сохранение экономической устойчивости. Поэтому кажется, что в пандемию им было особенно трудно. Так ли это на самом деле, разбирались эксперты из Impact Hub Moscow, Высшей школы менеджмента СПбГУ, Массачусетского университета и Фонда имени Фридриха Эберта.

Кто участвовал?

В исследовании, которое проходило с июля 2020 года по январь 2021 года, участвовали социальные предприниматели и эксперты сектора из 35 регионов России. Социологи опрашивали НКО, коммерческие организации и предпринимателей с гибридной моделью работы (когда сочетается внутреннее и внешнее финансирование).

Большую часть выборки составили респонденты из социальной и образовательной сфер. Также изучали социальных предпринимателей-программистов, экологов и медиков.

Среди наиболее популярных целевых групп общественников  – люди с инвалидностью, одинокие и многодетные родители, коммерческие организации с программами корпоративной социальной ответственности (КСО) и пенсионеры.

Результаты исследования

Первый вопрос исследователей к социальным предпринимателям касался численности сотрудников организаций. Как оказалось, в период пандемии ситуация практически не изменилась: 85% опрошенных ответили, что количество персонала осталось прежним или увеличилось. Увольнения затронули только 15% респондентов. Причем в наилучшем положении оказались НКО  – только 6% из них пришлось расторгать трудовые договоры.

Пандемия коронавируса дала возможность социальным предпринимателям расширить свой географический охват: они масштабировались на всю страну, дотянулись до соседних регионов или государств. В 78% случаев это произошло благодаря цифровым инструментам и работе в режиме онлайн.

Объем внешнего и внутреннего финансирования сократился у гибридных организаций, но в целом ситуация осталась стабильной. Социальные предприниматели начали искать выход из ситуации и применять новые методы работы. А для некоторых коронакризис даже стал толчком и мотиватором.

«Из-за страха надвигающегося кризиса я поняла, что мне нужно не просто увеличить доход магазина, а сделать что-то, чтобы не потерять то, что есть. В итоге мне удалось увеличить выручку в три раза и открыть второй магазин», — рассказывает Джамиля Семененко о проекте Charity Market.

Чтобы адаптироваться к ситуации, общественники использовали самые разные стратегии, наиболее популярными оказались:

  • улучшение существующих продуктов (89%);
  • создание новых продуктов (87%);
  • оптимизация бизнес-процессов (87%);
  • повышение профессиональных компетенций команды (86%);
  • привлечение новых партнеров (85%).

Среди распространенных цифровых решений можно выделить запуск онлайн-продаж и цифровых продуктов.

«Мы придумали и развиваем цифровую систему, которая будет оценивать уровень развития ребенка, составлять для него индивидуальную программу и управлять ее воплощением», — поделилась Надежда Самойлова из центра развития и реабилитации детей «Светлый город».

Для многих социальных предпринимателей карантин оказался периодом инноваций: 28% придумали радикально новый продукт для рынка, а 47% улучшили существующие процессы. Например, мебельная фабрика «Астра» запустила инклюзивное производство мебели.

Сооснователь и директор Impact Hub Moscow Екатерина Халецкая отметила, что во время пандемии выросло значение сообщества, часто проходили встречи представителей сектора. Востребованным стало и образование: социальные предприниматели ходили на просветительские мероприятия, записывались на специализированные учебные программы и занимались с наставниками. Общественники выделили области знаний, которых оказалось недостаточно и которые они планируют развивать: маркетинг и коммуникации, продуктовый дизайн, механизмы привлечения инвесторов, методы работы с госорганами и СМИ.

Оглядываясь назад, большинство респондентов положительно отзывается о периоде кризиса: они отмечают, что удалось приобрести новые знания и навыки, проявить свою креативность, начать работать эффективнее и сплотить команду. Лишь 13% социальных предпринимателей сказали, что пандемия на работу организации повлияла исключительно негативно.

«Социальные предприниматели проявили невероятную устойчивость в очень непростое время. Тому есть много причин, но главное –  это повышенная ответственность перед благополучателями и тот предпринимательский дух, который помогает им находить новые решения… Большинство социальных предпринимателей отмечает, что период пандемии –время бесценного опыта. Важно использовать этот опыт и двигаться дальше», — подвела итог одна из авторов исследования Юлия Арай.

НКО и социальных предпринимателей приглашают в акселератор «Начни иначе»

Программа начнется в августе с онлайн-конференции и завершится сессией финальных питчей перед экспертами и членами жюри в ноябре.

Открыт прием заявок в акселератор Росбанка и Impact Hub Moscow для инклюзивных социальных предпринимателей и НКО «Начни иначе». Заявки от желающих принимают до 18 июня.

В этом году для участия в программе развития организаторы выберут 20 проектов-финалистов. Каждый из них получит сопровождение куратора – опытного предпринимателя, который поможет поставить и достичь желаемых целей, а также поддержку психолога. Среди победителей распределят грант на образовательную поездку по России или в Европу, три денежных гранта по 350 000, 250 000, 150 000 рублей, консультации по юридическим вопросам, стратегические сессии для проектов, маркетинговое продвижение, обновление сайта.

К участию в акселераторе приглашают социальных предпринимателей и НКО, которые оказывают системную помощь и поддержку людям из уязвимых групп: пожилым, детям с сиротским опытом, людям с инвалидностью, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. 

«Любые позитивные социальные изменения требуют времени и преданности делу. «Начни иначе» — это одна из самых продолжительных акселерационных программ Impact Hub Moscow, которая пройдет этим летом уже четвертый раз благодаря партнерству с Росбанком. Самое главное достижение этого года — расширение критериев отбора участников. Помимо организаций, которые системно поддерживают людей с ограниченными возможностями здоровья, мы приглашаем подать заявки тех, кто работает и с другими уязвимыми группами населения. Это очень важный для нас шаг, поскольку мы убеждены, что, объединяя разных людей в разных жизненных ситуациях и помогая друг другу, мы сможем создать по-настоящему инклюзивное общество, в котором каждому комфортно жить и раскрывать свой потенциал», — рассказывает Екатерина Халецкая, сооснователь и генеральный директор Impact Hub Moscow.

Для справки. Программа «Начни иначе» работает с 2018 года. За это время в ней приняли участие 34 инклюзивных проекта, 24 из которых вышли на самоокупаемость. Такой результат стал возможен благодаря тому, что акселератор помогает выявить точки роста и увеличить вклад организаций и предпринимателей в решение проблем людей из уязвимых групп. Среди победителей прошлых лет – инклюзивные мастерские и мастер-классы для детей и молодых людей «Мастера и Маргарита», интерактивный инклюзивный детский театр «Кот Морковкин», цифровая платформа для реабилитации детей с церебральным параличом Planty Go.