Минюст хочет получить доступ к банковским счетам НКО

Раскрытие банковской тайны поможет надзирать за работой организаций.

В Правительстве РФ рассмотрели инициативу, которая дает Министерству юстиции доступ к банковским счетам НКО. Информацию будут использовать для надзора за работой общественников. Об этом пишет «Российская газета». 

«Подготовленный законопроект направлен на совершенствование осуществляемого Минюстом России и его территориальными органами федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций. Предлагается наделить ведомство полномочиями получать из кредитных организаций информацию в отношении НКО, составляющую банковскую тайну», — рассказал председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев. 

Как пишет «Российская газета», на конец 2020 года в РФ зарегистрировано 210 568 НКО, из которых федеральному государственному надзору подлежат 196 740. В прошлом году Минюст провел 331 проверку деятельности НКО, 212 из них были внеплановыми. По итогам проверок к административной ответственности в виде штрафа привлекли 48 НКО и 21 должностное лицо на общую сумму более 1,2 миллиона рублей. 

Груздев отметил, что «предметом контроля за деятельностью некоммерческих организаций является и то, насколько расходование средств соответствует уставным целям организации, учредительным документам и законодательству РФ». Он считает, что проверка деятельности НКО — самая эффективная форма контроля. 

Отчетность НКО 2020: Минюст перенес сроки, но это касается не всех

Юристы «Правовой команды» поясняют, что и кому уже пора сдавать, а с чем можно подождать.

Минюст перенес срок сдачи отчетности для некоммерческих организаций с 15 апреля на 15 июля. Но к этим правилам нужно подходить внимательно: они касаются не всех.

Кто должен сдать отчетность до 15 апреля?

  • НКО, поступления которых не превышают три миллиона рублей в год. Они подают заявление о продолжении работы, в котором указывают сумму поступлений за отчетный год. Деньги не должны были прийти из-за рубежа, а среди учредителей и членов НКО не может быть иностранцев.
  • НКО, выполняющие функции иностранного агента, сдают отчет по форме ОИА0001 (информация о руководителях и характере деятельности).
  • Религиозные организации, получавшие имущество из иностранных источников, сдают документы по форме ОР0001.
  • Общественные объединения должны сообщить о продолжении своей работы.
  • НКО, которые с 5 октября 2020 года собирают пожертвования через ящики. Отчет заполняют в свободной форме, но обязательно указывают данные о целях и сроках сбора пожертвований, виде ящика и месте его размещения, дате извлечения денег и другого имущества, данные об использованных и неиспользованных суммах и имуществе, а также об остатках денег, которые могли пойти на другие благотворительные цели. Такой отчет надо загрузить на портал Минюста и опубликовать на сайте НКО. 

Остальные НКО представляют формы отчетов ОН0001 (информация о руководителях и характере деятельности) и ОН0002 (информация об использовании средств и имуществе) за 2020 год в срок до 15 июля 2021 года. Причем в ближайшее время формы изменятся: появятся дополнительные сроки для отражения информации об иностранных источниках и дополнительный лист для включения информации о работниках НКО. Проект приказа размещен на портале проектов нормативных правовых актов. 

Недавно Минюст выпустил методические рекомендации по заполнению и представлению форм отчетности о деятельности НКО. Если пропустить срок и не сдать отчетность через 30 дней после предписания Минюста, ведомство запустит процесс ликвидации организации.

Как работу НКО-иноагентов контролируют во всем мире: результаты исследования

Российское законодательство об иностранных агентах вызывает жаркие общественные споры. Внести ясность в вопрос решили эксперты МГЮА. Они провели сравнительный анализ законов пяти стран и разобрались, чем отличаются российские правила.

В России закон о некоммерческих организациях-иностранных агентах приняли в 2012 году. В нем определили понятие НКО-иноагента, расписали правила ведения и предоставления отчетности, порядок включения НКО в специальный реестр. Потом в документ вносили дополнения и правки, назначали санкции за его неисполнение. Последние изменения вступили в силу 1 марта 2021 года. Они ужесточили наказание за уклонение от включения в реестр иностранных агентов и установили правила публикации материалов об НКО-иноагентах в СМИ. 

К новым правкам, как и ко всему законодательству об иноагентах, российские общественники отнеслись плохо. Некоторым из них пришлось пойти на радикальные меры: включенный в список иноагентов правозащитник Лев Пономарев в эфире телеканала «Дождь» объявил о ликвидации общественной организации-иностранного агента «За права человека». Он рассказал, что в новых правовых условиях НКО не сможет нормально работать.

В Правительстве РФ с такой позицией не согласны. В ведомстве считают, что российские законы об иноагентах усиливают безопасность и защищают суверенитет страны. Депутат Василий Пискарев отмечает, что отечественное законодательство соответствует мировой практике и содержит нормы, которые есть в законах других стран. 

Вопросом заинтересовались и ученые. На фоне сложившихся событий Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) провел сравнительно-правовое исследование. Эксперты изучили американское, австралийское, венгерское и израильское законодательство о регулировании деятельности иноагентов, а потом сравнили его с российским. Рассказываем, что из этого получилось. 

США: отчетность раз в полгода и копии публикаций в Минюст

Работу некоммерческого сектора в США контролируют на общефедеральном и локальном уровнях: есть Единый типовой устав НКО и нормативно-правовые документы каждого штата (например, Корпоративный кодекс Калифорнии). Для иноагентов приняты отдельные законы: в их числе закон о раскрытии информации о лоббировании (2 U.S.C. § 1601) и закон о «конфликте интересов» (18 U.S.C. § 219).

Чтобы некоммерческую организацию в Америке признали иноагентом, она должна активно участвовать в общественной и политической жизни страны, а также финансироваться из-за рубежа. Регистрация в Минюсте США за редкими исключениями обязательна, она может пройти добровольно или по решению суда.  

Если НКО-иноагент установленных законодательством США правил не выполняет, грозит серьезная ответственность. Это может быть запрет на ведение деятельности, депортация из страны, штраф до десяти тысяч долларов и лишение свободы сроком до пяти лет. 

Австралия: продление регистрации каждый год и подробное ведение архива

В Австралии работают закон о прозрачности иностранного влияния (Foreign Influence Transparency Scheme Act 2018) и локальные нормативно-правовые акты (например, акт об учреждении ассоциаций Южной Австралии). Законы штатов приоритетнее федеральных. 

Для признания некоммерческой организации иностранным агентом достаточно доказать, что она работает под иностранным руководством, зарубежное финансирование при этом необязательно. Регистрируются НКО-иноагенты в Министерстве генерального прокурора

Невыполнение законных обязанностей влечет применение санкций:

  • за работу без регистрации в программе прозрачности иностранного влияния — от шести месяцев до пяти лет лишения свободы;
  • за неисполнение обязанностей — штраф или лишение свободы (в зависимости от серьезности нарушения);
  • за предоставление ложной информации — до трех лет лишения свободы;
  • за уничтожение документов и записей — до двух лет лишения свободы.

Венгрия: маркировка публикаций и 24 тысячи евро в год

В Венгрии работу некоммерческих организаций-иностранных агентов регулирует закон «О прозрачности деятельности компаний, получающих иностранное финансирование» (Act LXXVI of 2017 on the Transparency of Organisations Receiving Support from Abroad). Иноагентом в стране считают НКО, которая получает из-за рубежа не меньше 24 тысяч евро в год. 

Регистрироваться иноагентам нужно в областных судах. Суды передают информацию министру, ответственному за ведение Гражданского информационного портала (на сайте опубликован реестр НКО-иностранных агентов). Сама процедура регистрации – обязательна. Подать заявление в суд нужно в течение 15 дней. Если этого не произошло, НКО регистрируют по требованию прокурора. 

Сохраняется требование об обязательной маркировке публикуемых иноагентом материалов. Больше никаких обязанностей нет. Единственная применяемая санкция – штраф.

Израиль: квартальная отчетность и минимальное количество санкций

В Израиле НКО-иноагент – это организация, которая получает деньги из-за границы. Работа таких НКО должна соответствовать закону о раскрытии финансовой информации неправительственными организациями (Support from Foreign Political Entities – Disclosure Law). Регистрируются иноагенты в Минюсте, ведомство также ведет специальный реестр. 

Обязанности НКО-иноагента в Израиле включают подачу квартальной финансовой отчетности в Минюст (в документе нужно прописывать, сколько денег пришло и от кого, зачем и на каких условиях их передали). Этот отчет нужно публиковать и на собственном сайте. Еще требуют отчитываться перед общественностью о полученных из-за рубежа деньгах: если их предоставили на проведение рекламной кампании, то при ее реализации об этом важно сказать.  

Вопросы ответственности иноагентов законом напрямую не регулируются. Но есть упоминание о возможности наложения штрафа в размере семи с половиной тысяч долларов.

А как в России?

В нашей стране работу НКО регулирует несколько законов, в том числе ФЗ «О некоммерческих организациях» и ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации». 

Признать некоммерческую организацию иностранным агентом можно, если она получает финансирование из-за границы и участвует в политической деятельности страны. Такая НКО должна зарегистрироваться в специальном реестре добровольно. Если этого не сделать, процедуру в принудительном порядке проведет Минюст. 

Санкции за неисполнение требований закона об иноагентах содержатся в Кодексе об административных правонарушениях и Уголовном кодексе, они предусматривают:

  • ликвидацию НКО;
  • административные штрафы до 500 тысяч рублей;
  • обязательные работы на срок до 480 часов;
  • исправительные работы на срок до двух лет;
  • лишение свободы на срок до двух лет.

Выводы

Цель законодательства об иноагентах – противодействовать иностранному вмешательству во внутриполитические дела государства. Эта тенденция характерна для всех стран. Законодательство присваивает иноагентам дополнительные обязанности и устанавливает ограничения, иноагенты обязаны работать прозрачно.

Строже всего к иностранному влиянию относятся в Австралии и США. Страны предъявляют требования о регулярной и подробной отчетности, а также предусматривают серьезные санкции за невыполнение закона. В Венгрии и Израиле требования к НКО-иноагентам минимальны. Невыполнение обязанностей влечет только штраф.

Сравнивая отечественное законодательство об иноагентах с правилами других стран, можно отметить его схожесть с американским и австралийским. Санкции за неисполнение требований закона в России относительно мягче, с другой стороны – присутствуют требования о подробной отчетности. В российских законах нет уникальных для международного права требований, все положения аналогичны с правилами других стран.