В России появился подкаст о социальных предпринимателях

Сейчас для прослушивания доступен только трейлер подкаста. Первый выпуск опубликуют 20 мая.

Фонд региональных социальных программ «Наше будущее» создал подкаст «Я меняю мир». В выпусках социальные предприниматели из разных городов России рассказывают, как их бизнес решает социальные проблемы, меняя мир к лучшему.

Подкаст создан для социальных предпринимателей, предпринимателей среднего и малого бизнеса, инвесторов, а также для людей, заинтересованных в развитии нового социально-экономического направления. Создатели проекта планируют сделать 10 выпусков подкаста. Героями первых эпизодов стали основатель движения Street Workout Антон Кучумов и основатель компании «Система Забота» Константин Лившиц.

В фонде «Наше будущее» рассказывают, что подкаст «Я меняю мир» преследует три важные цели: 

  • рассказать о ключевых понятиях, тенденциях, кейсах в сфере социального предпринимательства через призму личных историй гостей;
  • мотивировать предпринимателей использовать инструменты в своем бизнесе для совершенствования уже существующего дела и трансформации бизнеса в социальный;
  • расширить кругозор аудитории.

Трейлер подкаста можно послушать по ссылке

Эксперт рассказала, зачем НКО выпускать подкасты

Образовательная онлайн-лекция прошла в рамках программы «Делай звоНКО».

Центр «Благосфера» и социальная сеть «ВКонтакте» проводят серию вебинаров «Делай звоНКО». Проект посвящен поддержке подкастов некоммерческих организаций.

Сегодня, 13 апреля, прошел первый онлайн-урок. Директор по коммуникациям и стратегическому развитию центра «Благосфера» Елена Темичева рассказала, как и для чего появились подкасты, где и кто их слушает, какие задачи НКО они помогают решать.

Некоммерческие организации выпускают подкасты, чтобы:

  • создать собственную платформу для коммуникации;
  • установить личный контакт со слушателями;
  • получить дополнительную финансовую поддержку.

Эксперт подчеркнула, что выпускать подкасты легко с технологической точки зрения: достаточно смартфона и простого приложения для монтажа аудио. При этом подкаст – очень эффективный канал коммуникации для НКО. Через него можно передавать свои идеи и мнения, рассказывать о благотворительных проектах и лидерах некоммерческого сектора, образовывать людей. 

Темичева отметила, что выпускать подкаст можно как для широкой аудитории (например, обсуждать в программе актуальные социальные проблемы), так и для узкоспециализированных слушателей (например, рассказывать про фандрайзинг в НКО или мотивацию волонтеров). 

Следующая лекция проекта «Делай звоНКО» пройдет 15 апреля. На ней расскажут, как создавать подкаст, на каких платформах его размещать и как рекламировать. Те НКО, которые по итогам курса до 3 июня запустят собственный подкаст, смогут претендовать на бесплатное продвижение аудиопроекта «ВКонтакте». 

Как НКО и медиа найти общий язык

Журналистам и общественникам тяжело работать в партнерстве. Первых постоянно просят «написать что-нибудь», а слова вторых в публикациях искажают. По-хорошему, некоммерческие организации и редакции должны работать в партнерстве, но непонятно, как найти общий язык.

В конце прошлого года исследовательская группа ЦИРКОН изучила, что пишут СМИ о работе некоммерческих организаций. Как оказалось, экспертные интервью и развернутые мнения общественников в медиа публикуют не слишком охотно. Гораздо чаще пишут короткие новостные заметки без пояснений и комментариев, а самый популярный информационный повод – мероприятия, которые провели НКО (онлайн-акции, сборы, концерты, аукционы и флешмобы).

Такая ситуация невыгодна обеим сторонам, но особенно недовольны представители некоммерческих организаций.

«Тема благотворительности пугает и неинтересна… СМИ безразлично, что происходит в сфере благотворительности», — жалуется Марина Крижевская из фонда борьбы с лейкемией. 

Разъяснить причины недопонимания медиа и НКО решила главный редактор Forbes Life и Forbes Woman Юлия Варшавская. 18 марта на вебинаре «Как НКО быть всегда готовым к общению со СМИ?» она рассказала о главных проблемах коммуникации и способах их решения.

Какие проблемы есть в коммуникации медиа с НКО и как их решать

Некоммерческим организациям очень сложно коммуницировать с медиа, начала Варшавская. Но это происходит не потому, что журналисты бесчувственные, а НКО слишком требовательные. Всему есть объективные причины.

Публикации о НКО журналисты воспринимают как благотворительность. Это происходит потому, что такие тексты не приносят трафика, их не читают. Варшавская отмечает, что это проблема не только российских, но и зарубежных медиа: писать популярные тексты про благотворительность сложно.

«Когда я как редактор принимаю решение писать текст про НКО, я сталкиваюсь с тем, что я, по сути, занимаюсь благотворительностью. Потому что я знаю, что этот текст не принесет мне трафика. Я должна потратить на него ресурсы мои и редакции… Я должна потратить гонорар журналисту, время на текст, который прочитает очень маленькое количество людей», — говорит редактор Forbes. 

Есть из этого правила и исключения, например, фэшн-съемка жителей ПНИ для «Домашнего очага» или исследование об онкологии фонда «Нужна помощь», которое, по словам директора фонда Мити Алешковского, набрало 3 млн просмотров.

Решение проблемы низкой читаемости текстов про благотворительность простое и сложное одновременно: надо найти интересные форматы для читателя и говорить на понятном языке. Варшавская добавляет, что писать популярные тексты про благотворительность не стыдно.

«Я часто сталкиваюсь с такой проблемой: у НКО есть очень четкое представление о том, как они должны рассказывать про свою работу и проблему, которой они занимаются. Но когда ты находишься внутри проблемы, ты не совсем понимаешь, как эту проблему видит читатель… Я считаю, что совершенно не пошло, не стыдно и не неправильно создавать контент про работу НКО, который зайдет читателю… Использовать звезд-попечителей фонда, использовать известных людей, использовать более развлекательные инфоповоды — это 

нормально. Это расширяет аудиторию, которую можно вовлечь в работу НКО», — говорит эксперт.

Скриншот вебинара

Некоммерческие организации не интересны для СМИ

С этим утверждением Варшавская не согласна полностью и просит не обобщать. На самом деле любое медиа с удовольствием сотрудничает с благотворителями, ведь и те, и другие работают на общую цель – меняют жизнь людей, индустрий и городов. Эксперт отмечает, что информирование людей о проблемах, с которыми они могут столкнуться, – важнейшая задача журналистики, поэтому СМИ и НКО надо работать в партнерстве.

Чтобы быть интересной конкретному изданию, некоммерческая организация должна соблюдать простое правило – предлагать актуальную тему. Варшавская раскрывает секрет: массовые рассылки не работают, подход должен быть максимально индивидуальным. Если НКО хочет опубликовать свой материал, нужно внимательно изучить издание и понять, что журналисты пишут и в каких форматах. Например, для Forbes не очень интересен стролителинг, но в журнале с удовольствием напишут, почему в третьем секторе работают одни женщины и как включить людей с инвалидностью в рабочий процесс.

Еще один совет от Варшавской – налаживать профессиональный контакт с редакторами и журналистами издания, в которое хочет попасть НКО. Таких людей эксперт называет «агентами добра» и считает, что они есть в каждом медиа. А если сотрудник СМИ заинтересован в теме и у него есть источник, публикация обязательно состоится.

Данные исследования АСИ, ЦИРКОН 2020

Медиа не знают, как правильно писать про НКО и просят общественников писать самим

В этой ситуации Варшавская не видит ничего плохого. Она приводит пример: если журналист пишет статью про экономику, он идет к экономисту, рассказывает про новый закон – берет комментарий у юриста, оценивает модные тренды – обращается к профессионалу в сфере фэшн. Точно так же и представители НКО должны стать для медиа экспертами, к которым приходят за разъяснением непонятных вопросов и комментариями. Такие отношения СМИ и некоммерческих организаций формируют долгосрочное и доверительное профессиональное партнерство, которое выгодно обеим сторонам. Каждый предоставляет свою экспертизу: НКО рассказывает о социальной проблеме, а медиа помогает сделать хороший материал.

«Если журналисты и редакция не могут хорошо написать текст про вашу работу, напишите его сами. А мы отредактируем», — говорит Варшавская. 

Спикер считает, что у каждой НКО должен быть свой пресс-секретарь или райтер. Этот человек полностью погружен в тему и может писать хорошие статьи от имени фонда. Проблемы у благотворителей разные: одни работают с паллиативными пациентами, другие – с сиротами, а третьи помогают бездомным. Журналист не может детально понимать специфику каждой ситуации, а пресс-секретарь фонда ему поможет. Варшавская подсказывает: если нет денег на райтера, можно пользоваться услугами интеллектуальных волонтеров. В любом случае текст, который НКО отдает в СМИ, должен быть высокого качества. В редакции его будут дорабатывать.