В российских селах будут развивать спортивные инициативы

К регулярным спортивным занятиям организаторы проекта «Спорт на селе» планируют привлечь не меньше пяти тысяч сельских жителей.

Российский союз сельской молодежи (РССМ) при поддержке Минспорта России запускает проект по развитию сети физкультурно-спортивных организаций на сельских территориях «Спорт на селе». Об этом сообщает пресс-служба РССМ. 

Общественники планируют открыть 20 спортивных представительств. Основная задача – создание комфортных условий для занятий спортом на селе и привлечение к систематическим занятиям физкультурой и спортом сельских жителей.

«В каждом селе должны быть комфортные условия для занятий спортом и ведения здорового образа жизни», — считают организаторы. 

Чтобы отобрать команды для работы в физкультурно-спортивных организациях, РССМ проводит конкурс среди гражданских активистов. Для участия нужно подать заявку до 31 мая, победителей определят до 30 июня.

С победителями конкурса заключат соглашения, предусматривающие взаимные обязательства по созданию и развитию физкультурно-спортивной организации, популяризации спорта среди сельских жителей. Еще победители получат комплект спортивного инвентаря и смогут бесплатно повысить свою квалификацию. 

Социальные эффекты спортивных проектов: как изменить жизнь города, села и района

О своем опыте рассказали организаторы спортивных акций с разных уголков России.

Спортивные социальные проекты меняют жизни не только отдельных людей, но целых городов и сообществ. 6 апреля в рамках онлайн-конференции «Спорт и общество» эксперты рассказали, как именно.

Разрушение мифа о преступности улиц и популяризация нестандартных спортивных направлений

О социальных эффектах уличного спорта рассказал Валентин Работенко, учредитель и директор Международной конкурс-премии уличной культуры и спорта «Кардо». Он выделил несколько пунктов.

  • Разрушение мифа о преступности улиц.

Часто улицу считают местом, где происходит все негативное, но на самом деле это не так, считает Работенко. Спикер воспринимает улицу как «тренировочную площадку», на которой можно формировать здоровый образ жизни и находить друзей. 

  • Повышение компетентности спортивных менеджеров.

Уличные спортивные направления относительно новые. Поэтому по-настоящему квалифицированных менеджеров, которые умеют и хотят развивать их, очень мало. В рамках проекта «Кардо» Работенко проводит образовательные мероприятия, чтобы рассказать о специфике работы с уличными спортсменами и философии уличного спорта 

  • Повышение интереса к творческим уличным спортивным культурам.

«Люди не понимают, что ребята, которые бегают по парапетам и бордюрам, — не вандалы. Они не хотят ничего сломать, а просто развивают себя и свое спортивное направление», — отметил Работенко.

При этом важным эксперт считает и просвещение уличных спортсменов: они должны понимать, что нельзя заниматься на исторических или культурных памятниках.

  • Адресная поддержка талантов.

Работенко пояснил, что очень часто уличный спорт приравнивается к «юношескому баловству». Поэтому молодые ребята, которые им занимаются, редко получают поддержку от окружающих. Проект «Кардо» заполняет этот пробел. Например, трейсер из российской глубинки Евгений Ароян получил от «Кардо» поддержку по развитию соцсетей. Сейчас Ароян – один из самых известных уличных спортсменов во всем мире. 

  • Развитие событийного туризма.

Свои фестивали проект «Кардо» проводит в разных регионах страны. Такие спортивные мероприятия привлекают туристов, и на несколько дней даже самая дальняя российская глубинка становится столицей уличной культуры.

Привлечение инвестиций и развитие национального колорита

Светлана Мамедалина, организатор пробега «Парижский полумарафон», который проходит не в столице Франции, а в селе Нагайбакского района Челябинской области, рассказала о том, как проект меняет местное сообщество. 

  • Благоустройство территорий. 

Успехи пробега вызывают интерес у областного руководства, которое выделяет деньги на благоустройство села. Благодаря этому в Париже уже заасфальтировали дороги, отмечает Мамедалина. 

  • Привлечение внешних инвесторов.

Финансовая поддержка внешних инвесторов помогла отремонтировать и переоборудовать спортивные залы, где теперь готовятся к «Парижскому полумарафону».

  • Развитие спортивного туризма.

Мамедалина рассказала, что за 5 лет существования пробега в нем приняли участие спортсмены из 7 стран: Беларуси, Казахстана, Италии, ОАЭ, США, Франции и Швеции.

  • Развитие национального колорита.

В «Парижском полумарафоне» принимают участие народные коллективы. Участники пробега знакомятся с культурой и кухней нагайбак. 

  • Популяризация спорта. 

Не только иностранцы, но и население села Париж активно участвует в пробеге. Мамедалина подчеркнула, что местные бегают семьями – с бабушками и детьми.

Скриншот онлайн-конференции

Улучшение экологии и налаживание диалога с местными властями

О полезном воздействии плоггинга на территории и сообщества рассказала автор проекта «Культурный плоггинг» Ольга Пугач.  В начале своего выступления она пояснила, что плоггинг – это экологическое движение, при котором бег сочетается со сбором мусора. 

  • Плоггинг делает территорию по-настоящему «своей» и вовлекает людей в ее изменение.

Пугач считает, что пробежавшись один раз по маршруту, территорию воспринимаешь по-другому, как родное место. Поэтому здесь сразу хочется навести порядок. 

  • Построение горизонтальных связей между местным сообществом и властями.

Часто после плоггинга участники обращаются к местным властям с проблемами и недостатками, которые обнаружили на территории забега. Руководство принимает меры по исправлению ситуации, налаживается взаимодействие общества и государства. 

«Приятно узнать что то , что ты делаешь, имеет логическое продолжение», — отметила Пугач. 

  • Повышение социального капитала бегунов.

Местные жители видят, что бегуны приносят пользу, поэтому относятся к спортсменам положительно, помогают и поддерживают. 

  • Повышение социального рейтинга территорий.

Участники плоггинга рассказывают о своей деятельности близким, постят о ней в соцсетях. Это привлекает внимание общественности и власти, стимулирует бизнес работать на территории, где проходят акции плоггеров. 

ВЦИОМ: каждый второй россиянин занимается спортом

Самые популярные виды занятий – бег, легкая атлетика и спортивная ходьба.

Сегодня, 6 апреля, весь мир отмечает День спорта на благо развития и мира. ВЦИОМ представляет данные опроса о любимых видах спорта россиян. 

Больше половины людей (56%) занимается спортом или физкультурой, чаще всего это молодежь в возрасте от 18 до 24 лет (71%). Не отстает и старшее поколение: физкультурой занимается каждый второй россиянин от 60 лет. В жизни 43% наших соотечественников спортивная активность отсутствует, чаще всего от недостатка времени (32%) и ограничений по здоровью (19%). Остальные не занимаются, потому что работают физически, ведут активный образ жизни или ленятся.

Среди самых популярных видов активности – бег, легкая атлетика или спортивная ходьба (36%). Четверть россиян ходит на фитнес или комплексные занятия физкультурой. Распространена и лечебная физкультура, ею занимается 18% опрошенных. В топ спортивных занятий вошли катание на коньках и лыжах (18%), катание на велосипеде (18%), плавание (12%).

На вопрос о том, почему важно заниматься спортом, абсолютное большинство (63%) выбрало вариант ответа «для поддержки и укрепления здоровья». Чаще других об этом говорили граждане в возрасте от 60 лет (80%). Еще спорт помогает улучшить настроение (12% ), а также снять усталость и поддержать работоспособность (8%).

Среди самых популярных мест для занятия физкультурой – улица (52%). Многие занимаются дома (39%), эта доля выше среди жителей городов с населением 500–950 тысяч человек (44%) и сел (43%). Ходят в фитнес-центры, тренажерные залы 31% наших соотечественников, чаще жители столиц (40%).

Интересно, что россияне обычно занимаются сами (84%), только 15% людей пользуются услугами тренеров.