Пандемия повысила зависимость россиян от социальных выплат

Доля соцвыплат в доходах жителей страны достигла рекордных показателей за последние 20 лет.

Пандемия коронавируса, несмотря на снижение реальных доходов, не вызвала роста уровня бедности. Зато увеличилась зависимость части населения России от социальных выплат и ухудшилось настроение людей. К таким выводам пришли авторы «Мониторинга социально-экономического положения и социального самочувствия населения: итоги 2020 года». Исследование подготовили эксперты НИУ ВШЭ.

Во время коронакризиса динамика доходов населения России была разнонаправленной, в годовом исчислении реальные доходы снизились на 3,5%. Изменилась и структура доходов. Карантин повысил роль зарплат наемных работников и социальных выплат. Доля первых в доходах достигла 58,9% (рекорд за период с 2013 года), вторых – 21% (рекорд за период с 2000 года). 

Повышение доли социальных выплат произошло из-за ограничительных мер: пострадали занятые, которые до удара коронавируса уверенно чувствовали себя на рынке труда. Помощь потребовалась тем, кто раньше на нее не претендовал.

Снижение доходов населения не привело к росту бедности. Это объясняется тем, что от кризиса пострадали обеспеченные слои населения. 

Помощь государства уязвимым группам во многом предотвратила их «скатывание в бедность», сообщают эксперты. Например, выплаты семьям с детьми от трех до семи лет снизили уровень бедности среди этой категории с 32% до 24% и приблизили его к докризисному уровню. 

На поддержку молодых благотворительных фондов выделят 20 миллионов рублей

Заявки на участие в конкурсе принимают до 7 мая, а победителей объявят 15 июля.

«Тинькофф Банк» и фонд «Нужна помощь» объявляют сбор заявок на грантовый конкурс «Поддержка будет». К участию приглашают молодые благотворительные фонды, которым обычно трудно получить финансирование. НКО должны работать в сферах экологии, защиты животных, волонтерства (кроме области спорта и культуры), помощи пожилым людям, помощи людям, попавшим в трудные жизненные ситуации, помощи сиротам и семьям. 

Общая сумма грантовой поддержки – 20 миллионов рублей. На гранты до 1 миллиона рублей могут рассчитывать фонды, которые работают от 1 года до 3 лет. До 2 миллионов рублей получат фонды, работающие от 3 до 5 лет.

«Мы выделили фонды по возрасту. 20 млн рублей разделят две категории организаций, в зависимости от нужной суммы на проект. Ограничения по количеству грантов нет», — рассказывают организаторы. 

Оценивая проект, эксперты конкурса «Поддержка будет» обратят внимание на актуальность решаемой социальной проблемы, реалистичность и достижимость результатов, компетентность команды, устойчивость идеи. 

Заявки на участие в конкурсе принимают до 7 мая. Деньги фондам передадут в июле. Грантовый проект, который получил финансирование, должен быть реализован в период с 1 августа по 31 декабря 2021 года. 

Какие возможности открыла пандемия для НКО

О трудностях, которые пережил некоммерческий сектор во время пандемии, пишут много. А вот об успехах и новых возможностях практически не говорят. Коронакризис сделал НКО устойчивее, гибче и изобретательнее. Об этом мы и расскажем.

В этом году премия «Headliner года» проходит в 4-й раз. Организаторы проекта по-прежнему ищут людей, которые совершают необыкновенные дела, – спасают жизни, занимаются благотворительностью, запускают культурные и образовательные проекты, открывают экологичные и социально ответственные компании. Сегодня, 1 апреля, в рамках онлайн-дискуссии «Новые инструменты и сервисы в социальной сфере» участники и эксперты конкурса поговорили о возможностях, которые открыла некоммерческому сектору пандемия.

Сотрудничество с бизнесом – возможность поддерживать волонтеров

Руслан Шекуров из сообщества доноров крови Donorsearch рассказал, что пандемия помогла проекту наладить связи с бизнесом. В период карантина запасы крови в стране уменьшились, а доноры не могли безопасно выходить из дома. На выручку пришли крупные российские компании «Яндекс.Такси» и «Ситимобил». Они отвозили доноров до пункта сдачи крови и обратно в 100 городах России. 

Шекуров отметил, что каждый донор сдает кровь безвозмездно, искренне и от чистого сердца. Но всегда приятно получить бонус за свои добрые дела. Именно поэтому ключевым направлением для работы Donorsearch в 2021 году станет развитие программ поддержки доноров с помощью вовлечения бизнеса. Уже сейчас на сайте проекта можно увидеть, что доноры крови получают приятные подарки от коммерческих компаний-партнеров: бесплатные уроки английского, скидки на покупку образовательных курсов, подписки на онлайн-библиотеку. 

Онлайн-мероприятия – способ борьбы с географическим неравенством

Вера Курбатова занимается развитием информационной платформы для специалистов и родителей детей с особенностями развития «Обнаженные сердца онлайн». Она рассказала, что пандемия коронавируса стала толчком к созданию новых форматов работы проекта, которые устранили географическое неравенство и открыли доступ к важной и нужной информации жителям даже самых маленьких и удаленных сел. 

В период карантина, когда все сидели по домам, на платформе стали проводить интерактивные онлайн-марафоны и видеолекции. В рамках таких мероприятий эксперты и зрители активно взаимодействовали друг с другом: каждый желающий мог задать волнующий вопрос и получить квалифицированный ответ. Такой формат работы стал очень популярным, поэтому даже после пандемии его оставят и будут проводить как минимум раз в год. Кроме онлайн-марафонов, проект «Обнаженные сердца онлайн» будет развивать свой подкаст «Инклюзия и жизнь», рассказывая широкой аудитории о проблемах развития детей с инвалидностью и ОВЗ. 

Простота и интерактив – методы мотивации людей к благотворительности

Создатель мобильного приложения по сбору средств для благотворительных фондов TOOBA Рамазан Меджидов рассказал, что в 2020 году платформа пережила значительный скачок в развитии: общая сумма пожертвований увеличилась втрое и составила 90 млн рублей. 

Эксперт считает, что успех проекта стал возможен благодаря его простоте: помогать НКО через TOOBA легко – достаточно лишь нескольких нажатий. А еще разработчики сервиса постоянно придумывают интерактивные форматы работы. Например, реферальная ссылка, которую каждый донор может отправить своему другу, помогает отслеживать, сколько денег и на какие проекты пожертвовали твои близкие. 

Скриншот онлайн-дискуссии

В онлайн-дискуссии принимали участие не только участники, но и эксперты премии «Headliner года»: руководитель социальных и международных проектов партнерской редакции ТАСС Ирина Мандрыкина и директор департамента акселерационных программ Фонда поддержки социальных проектов Александра Денисова. Они рассказали, что во время пандемии третий сектор стал особенно активным: общественники развозили еду, работали в больницах и поддерживали школьников. Некоммерческие организации стали придумывать новые и удобные для своих подопечных форматы работы: мобильные приложения, онлайн-конференции, челленджи в соцсетях. Заметной стала и тенденция участия коммерческого бизнеса в социальных и экологических проектах НКО.