В Петербурге открылось пространство «Форма добра» для помощи волонтерам и НКО

Общественникам помогут оформить социальные сети, снять промо-ролик, предоставят коворкинг для работы и площадку для проведения мероприятия.

«Форма добра» – это ресурсный центр добровольцев, волонтерских объединений, некоммерческих инициатив и организаций в Санкт-Петербурге. Сегодня, 29 апреля, проходит торжественное открытие пространства.

Миссия центра – помочь волонтерам и волонтерским организациям улучшить свои проекты и продвинуть добровольческие инициативы. Общественников приглашают участвовать в бесплатных мероприятиях и пользоваться бесплатными услугами центра. «Форма добра» предоставляет коворкинг, площадку для проведения мероприятий, а также предлагает 10 социальных пакетов.

В социальные пакеты входят дизайнерские услуги, помощь копирайтера и SMM-специалиста, услуги фотографа и видеографа. Еще есть образовательные мероприятия по профилактике эмоционального выгорания, направленные на повышение профессиональных компетенций и эффективности работы в команде. Специалисты помогут записать промо-ролик или сделать коллективную фотосессию для сотрудников. 

Чтобы стать резидентом «Формы добра» и получать бесплатные услуги, нужно заполнить заявку. На помощь могут рассчитывать волонтеры и добровольческие объединения, инициативные группы, НКО в сфере добровольчества.

Как НКО и медиа найти общий язык

Журналистам и общественникам тяжело работать в партнерстве. Первых постоянно просят «написать что-нибудь», а слова вторых в публикациях искажают. По-хорошему, некоммерческие организации и редакции должны работать в партнерстве, но непонятно, как найти общий язык.

В конце прошлого года исследовательская группа ЦИРКОН изучила, что пишут СМИ о работе некоммерческих организаций. Как оказалось, экспертные интервью и развернутые мнения общественников в медиа публикуют не слишком охотно. Гораздо чаще пишут короткие новостные заметки без пояснений и комментариев, а самый популярный информационный повод – мероприятия, которые провели НКО (онлайн-акции, сборы, концерты, аукционы и флешмобы).

Такая ситуация невыгодна обеим сторонам, но особенно недовольны представители некоммерческих организаций.

«Тема благотворительности пугает и неинтересна… СМИ безразлично, что происходит в сфере благотворительности», — жалуется Марина Крижевская из фонда борьбы с лейкемией. 

Разъяснить причины недопонимания медиа и НКО решила главный редактор Forbes Life и Forbes Woman Юлия Варшавская. 18 марта на вебинаре «Как НКО быть всегда готовым к общению со СМИ?» она рассказала о главных проблемах коммуникации и способах их решения.

Какие проблемы есть в коммуникации медиа с НКО и как их решать

Некоммерческим организациям очень сложно коммуницировать с медиа, начала Варшавская. Но это происходит не потому, что журналисты бесчувственные, а НКО слишком требовательные. Всему есть объективные причины.

Публикации о НКО журналисты воспринимают как благотворительность. Это происходит потому, что такие тексты не приносят трафика, их не читают. Варшавская отмечает, что это проблема не только российских, но и зарубежных медиа: писать популярные тексты про благотворительность сложно.

«Когда я как редактор принимаю решение писать текст про НКО, я сталкиваюсь с тем, что я, по сути, занимаюсь благотворительностью. Потому что я знаю, что этот текст не принесет мне трафика. Я должна потратить на него ресурсы мои и редакции… Я должна потратить гонорар журналисту, время на текст, который прочитает очень маленькое количество людей», — говорит редактор Forbes. 

Есть из этого правила и исключения, например, фэшн-съемка жителей ПНИ для «Домашнего очага» или исследование об онкологии фонда «Нужна помощь», которое, по словам директора фонда Мити Алешковского, набрало 3 млн просмотров.

Решение проблемы низкой читаемости текстов про благотворительность простое и сложное одновременно: надо найти интересные форматы для читателя и говорить на понятном языке. Варшавская добавляет, что писать популярные тексты про благотворительность не стыдно.

«Я часто сталкиваюсь с такой проблемой: у НКО есть очень четкое представление о том, как они должны рассказывать про свою работу и проблему, которой они занимаются. Но когда ты находишься внутри проблемы, ты не совсем понимаешь, как эту проблему видит читатель… Я считаю, что совершенно не пошло, не стыдно и не неправильно создавать контент про работу НКО, который зайдет читателю… Использовать звезд-попечителей фонда, использовать известных людей, использовать более развлекательные инфоповоды — это 

нормально. Это расширяет аудиторию, которую можно вовлечь в работу НКО», — говорит эксперт.

Скриншот вебинара

Некоммерческие организации не интересны для СМИ

С этим утверждением Варшавская не согласна полностью и просит не обобщать. На самом деле любое медиа с удовольствием сотрудничает с благотворителями, ведь и те, и другие работают на общую цель – меняют жизнь людей, индустрий и городов. Эксперт отмечает, что информирование людей о проблемах, с которыми они могут столкнуться, – важнейшая задача журналистики, поэтому СМИ и НКО надо работать в партнерстве.

Чтобы быть интересной конкретному изданию, некоммерческая организация должна соблюдать простое правило – предлагать актуальную тему. Варшавская раскрывает секрет: массовые рассылки не работают, подход должен быть максимально индивидуальным. Если НКО хочет опубликовать свой материал, нужно внимательно изучить издание и понять, что журналисты пишут и в каких форматах. Например, для Forbes не очень интересен стролителинг, но в журнале с удовольствием напишут, почему в третьем секторе работают одни женщины и как включить людей с инвалидностью в рабочий процесс.

Еще один совет от Варшавской – налаживать профессиональный контакт с редакторами и журналистами издания, в которое хочет попасть НКО. Таких людей эксперт называет «агентами добра» и считает, что они есть в каждом медиа. А если сотрудник СМИ заинтересован в теме и у него есть источник, публикация обязательно состоится.

Данные исследования АСИ, ЦИРКОН 2020

Медиа не знают, как правильно писать про НКО и просят общественников писать самим

В этой ситуации Варшавская не видит ничего плохого. Она приводит пример: если журналист пишет статью про экономику, он идет к экономисту, рассказывает про новый закон – берет комментарий у юриста, оценивает модные тренды – обращается к профессионалу в сфере фэшн. Точно так же и представители НКО должны стать для медиа экспертами, к которым приходят за разъяснением непонятных вопросов и комментариями. Такие отношения СМИ и некоммерческих организаций формируют долгосрочное и доверительное профессиональное партнерство, которое выгодно обеим сторонам. Каждый предоставляет свою экспертизу: НКО рассказывает о социальной проблеме, а медиа помогает сделать хороший материал.

«Если журналисты и редакция не могут хорошо написать текст про вашу работу, напишите его сами. А мы отредактируем», — говорит Варшавская. 

Спикер считает, что у каждой НКО должен быть свой пресс-секретарь или райтер. Этот человек полностью погружен в тему и может писать хорошие статьи от имени фонда. Проблемы у благотворителей разные: одни работают с паллиативными пациентами, другие – с сиротами, а третьи помогают бездомным. Журналист не может детально понимать специфику каждой ситуации, а пресс-секретарь фонда ему поможет. Варшавская подсказывает: если нет денег на райтера, можно пользоваться услугами интеллектуальных волонтеров. В любом случае текст, который НКО отдает в СМИ, должен быть высокого качества. В редакции его будут дорабатывать.

Как НКО составить заявку на грантовый конкурс? 10 советов эксперта

Качественная, своевременная и полная заявка увеличивает шансы на получение гранта. Но составить ее непросто.

Во вторник, 27 апреля, руководитель Центра управления социальных инноваций GrantRafing Эльвира Алейниченко провела вебинар «От идеи до социального проекта НКО». На мероприятии эксперт поделилась советами составления заявок на грантовые конкурсы для некоммерческих организаций. 

Как составить заявку на грантовый конкурс?

  • Внимательно читайте условия конкурса, чтобы понять, соответствует ли НКО предъявляемым к участникам требованиям. Например, грантодатели могут настаивать на том, чтобы НКО работала не меньше пяти лет или помогала определенной группе людей.
  • Точно следуйте инструкциям и рекомендациям конкурсной документации. Если проигнорировать это правило, то заявку не примут по формальным признакам.
  • Подготовьте качественную заявку на поддержку вашего проекта. Помните, что у экспертов нет возможности пообщаться с вами лично и задать вопросы. Все, что видит жюри конкурса, – это ваша заявка.
  • Пишите простым и понятным языком, избегайте специальных терминов.
  • Соблюдайте правила информационной открытости. У НКО должен быть сайт с актуальной информацией и опубликованными годовыми публичными отчетами, регулярно обновляющиеся социальные сети.
  • Следуйте чек-листу организатора конкурса или сами сделайте чек-лист с требованиями к заявке и рекомендациями. Перед подачей заявки проверьте, все ли вы сделали.
  • Дайте прочитать свою заявку членам команды и «внешнему» человеку. Получите обратную связь и доработайте заявку, если нужно.
  • Четко планируйте, когда и что должно быть готово, соблюдайте все сроки.
  • Если у вас есть партнеры, подтверждайте это документами. Обязательно указывайте, зачем и какую конкретно поддержку оказывает партнер (например, финансовую или кадровую).
  • Принимайте участие в обучении, которое проводит оператор конкурса. Так вы поймете, что особенно важно для грантодателя, что он хочет увидеть в вашей заявке.