Главы регионов обсудили Национальную социальную инициативу

Программа охватывает четыре важные сферы: образование, здравоохранение, социальное обслуживание и трудоустройство. Губернаторы работают над тем, чтобы получать услуги в этих областях жителям России было максимально просто.

На совещании в Москве главы регионов обсудили реализацию Национальной социальной инициативы (НСИ). Говорили о доступности и качестве соцуслуг, медпомощи, образовательных услуг и услуг в сфере занятости. Об этом сообщает пресс-служба Агентства стратегических инициатив. 

О Национальной социальной инициативе рассказал первый заместитель руководителя администрации президента Сергей Кириенко. Он отметил, что «цель в том, чтобы поменялась жизнь людей, чтобы для них было удобно». Его поддержал Андрей Никитин из Новгородской области. Он подчеркнул, что цель совещания – «сделать так, чтобы россияне легко получали социальные, медицинские и образовательные гарантии». 

На совещании выступил губернатор Нижегородской области Глеб Никитин. Он заявил, что большое внимание уделяется социальному обслуживанию россиян, как на дому, так и в стационарах. По словам Никитина, из 75 миллионов получателей соцуслуг 51 миллион – это пожилые и люди с инвалидностью. 

«Эффективность используемых средств в этой сфере позволяет высвободить очень большие ресурсы, потому что почти 70% бюджетов всех регионов идут в социальную сферу, в том числе в образование и в здравоохранение», — добавил он.

О трудностях получения медпомощи рассказал глава Ивановской области Станислав Воскресенский. Он пояснил, что людей беспокоит, как попасть к врачу и есть ли узкопрофильные специалисты. Для Ивановской области очень важно наладить именно эти процессы. 

По итогам совещания будут представлены предложения по улучшению процесса предоставления услуг в соцсфере. 

О Национальной социальной инициативе

Инициатива НСИ – это комплекс федеральных и региональных мер по улучшению качества жизни граждан. В 2020 году механизмы НСИ апробировались в Новгородской, Нижегородской, Кемеровской, Калининградской, Сахалинской областях и в Башкирии. В 2021 году НСИ должна быть запущена по всей стране. 

Механизм НСИ включает несколько составляющих: определение барьеров при получении госуслуг и их устранение, внедрение и распространение лучших целевых моделей и решений в регионах, изменения в нормативно-правовую базу на федеральном уровне, обратная связь с гражданами.  

Проект охватывает четыре сферы: образование, здравоохранение, социальное обслуживание и трудоустройство. В каждой из них выбрано 10 самых распространенных жизненных ситуаций, с которыми предстоит работать, например, устроить ребенка в детский сад, получить амбулаторную или стационарную медпомощь, организовать соцобслуживание для пожилого родственника, получить детское пособие или найти работу через центр занятости.

Как благотворители работают с родителями

Благотворители не обязаны прилагать специальные усилия к тому, чтобы нравиться тем, кому они помогают. А подопечные не должны видеть в фонде бездонный кошелек или золотую рыбку, которая исполнит все желания лишь потому, что в семье особенный ребенок, нуждающийся в помощи. Как построить системную и эффективную работу с родителями больных или усыновленных детей – рассказали в рамках VIII Международной конференции «Социальный маркетинг и КСО».

Юлия Богданова из КМПГ прочитала доклад на тему «Путь клиента в социальных программах, на примере программы «Уверенное начало». Это программа раннего вмешательства для маленьких детей с отставанием в развитии. Хорошая идея – помогать им сразу, поскольку мозг формируется на 80% к трем годам.

Богданова поделилась концепцией отношения к благополучателям. «Почему они должны с нами оставаться? Ведь мы не обязаны им нравиться или развлекать», – отметила докладчик. По ее словам, надо стать равными партнерами с родителями, сделать так, чтобы они сами захотели пускать домой работников фонда. 

В подобных услугах важно вовлекать клиентов, быть с ними на равных, чтобы результат был продолжительным и стойким. Важную роль играет мотивация родителей, отметила Богданова: она рассказала, что сотрудников фонда обязали заводить таблички Excel на каждого ребенка и отмечать изменения в его состоянии. У тяжелобольных детей прогресс может быть постепенным и не очень заметным, но с помощью фиксации результатов можно подбодрить и воодушевить иную отчаявшуюся мать.

Родители должны проявлять ответственность и осваивать методики ухода за своим ребенком, программа помощи предполагает посещения специалиста два раза в неделю, отметила Богданова. Отношения с клиентами фонда строятся на доверии, равенстве, отказе от патернализма, честности, открытости, предсказуемости, возможности выбора и поддержке, перечислила докладчик. Принцип взаимного обмена – это важно, надо закрепить это равенство, чтобы не появилось потребительского отношения, следует из доклада Богдановой.

Сотрудников фонда тоже научили быть очень честными и открытыми, например, за ними официально оставили право на ошибку – те это приняли и теперь могут делиться своими ошибками.

Что касается спроса на социальные услуги, то, по наблюдениям Богдановой, его почти нет: «крайне низкие социальные ожидания, и люди не знают, чего хотят». По мнению докладчика, нужны конкуренция и выбор. Платежеспособный спрос, по ее словам, имеется, но он маленький, а готовность платить за услуги нелинейная.

Скрытость и публичность: работа с приемными семьями

О том, как БФ «Арифметика добра» работает с подопечными, рассказала руководитель Клуба приемных семей фонда Светлана Строганова. По ее словам, проблемы у приемных семей всегда понятны, хотя «не всегда одобряемы обществом». Государство не может обеспечить всей помощи приемным семьям: не хватает специалистов, в частности, психологов. Огромный дефицит помогающих специалистов Строганова особо отметила в регионах, и они «не очень хорошо понимают, как помочь травмированным детям». В целом, по ее словам, мало понимания, что это другие дети, с другим бэкграундом.

Но проблемы это не отменяет. Спасение – клуб приемных семей. Они нужны, потому что не обо всех проблемах можно рассказать опеке, да и общество может это осудить. «В школе говорят: поговорите с ребенком, как будто уже не поговорили, и все так просто решается», – делилась Строганова. Приемные родители вовлекаются в работу клубов в разном качестве: благополучатели, волонтеры, консультанты (дают советы новичкам), фандрайзеры, партнеры и амбассадоры фонда в соцсетях, СМИ, других организациях. Публичные обсуждения сделали более популярным усыновление детей школьного возраста, следует из доклада Строгановой: еще десять лет назад старались брать только маленьких, но 80% детей, оставшихся без родителей, старше 10 лет, и очереди за такими не стоят.

Социальный спрос в фонде активизируют с помощью сообщества приемных родителей, ежегодно проводят мероприятия, в том числе для помогающих специалистов.

Что касается обратной связи, здесь Строганова выделила проблему «социально одобряемых ответов», когда человек отвечает не то, что думает, а то, что, по его мнению, вежливо ответить: «Спросишь, понравилось ли? – конечно, понравилось». Но надо пытаться узнавать реальное мнение о социальных услугах, подчеркнула докладчик.

Некомфортные НКО, поддержка регионов и добрые дела – в интервью директора Фонда президентских грантов

О новых направлениях работы, отношениях НКО с государством и общественном восприятии некоммерческого сектора в интервью телеканалу РБК рассказал генеральный директор Фонда президентских грантов Илья Чукалин.


О поддержке региональных НКО

В 2021 году Фонд президентских грантов (ФПГ) начал работать в новом направлении – финансировать социально ориентированные НКО не только напрямую, но и через региональные конкурсы.

«Мы всегда работаем над совершенствованием всех наших процессов, процедур. Но в этом году действительно есть новое направление. По сути, новый вид грантов», — рассказал генеральный директор фонда Илья Чукалин. 

Раньше работа строилась так: любая (хоть столичная, хоть региональная) НКО подает заявку на грантовый конкурс и, если прошла отбор, получает деньги. Теперь претендовать на финансовую поддержку фонда некоммерческие организации могут не только на государственном, но и на региональном уровне. ФПГ перечисляет деньги властям субъекта, а те распределяют их между НКО.

Чукалин отметил, что такая практика никак не повлияет на работу самого Фонда президентских грантов, ее объемы и характер не изменятся. Софинансирование региональных грантовых конкурсов преследует другие цели, одна из главных – прозрачность и открытость распределения денег между некоммерческими организациями в субъектах. ФПГ готов сотрудничать только с теми, кто будет выполнять это условие.

Свою готовность задекларировали все 85 субъектов РФ, но деньги разделят только 84 из них. Москва поддержала инициативу фонда, но решила не принимать его финансовую поддержку, чтобы не лишать регионы дополнительных средств. Чукалин пояснил, что в противном случае около 10% общей суммы ушло бы в столичные НКО.

Деньги по регионам распределили 3 марта. В 2021 году от ФПГ можно было запросить софинансирование «один к одному», то есть в такой же сумме, какая заложена регионом на финансовую поддержку некоммерческого сектора. Исключения – Москва и Санкт-Петербург, они могли просить только 50%. Общий размер софинансирования всех регионов в этом году составил 1,6 млрд рублей. Самую большую поддержку получила Республика Башкортостан – около 75 млн рублей. До максимально возможной суммы одного гранта в 150 млн рублей не дотянул ни один регион.

Скриншот Фонд президентских грантов 

Следить за объективностью распределения денег между НКО и работой региональных грантовых конкурсов ФПГ будет электронно с помощью специальных программ, в особенности на этапе оценки проектов. Будут контролировать критерии оценки, работу экспертной комиссии и составление протоколов. Чукалин надеется, что такой подход положит конец странным непрозрачным схемам и простимулирует работу региональных властей.

О восприятии некоммерческих организаций

Чукалин считает, что российское общество воспринимает некоммерческие организации неоднозначно. Негативный образ сектора формируют СМИ, которые постоянно пишут об организациях-иноагентах. По подсчетам фонда, таких НКО лишь несколько десятков, в то время как реально действующих проектов – около 30 тыс. Кроме того, об НКО вспоминают только в тяжелых жизненных ситуациях.

«Люди сталкиваются с НКО в тяжелых для них ситуациях… Если в семье родился ребенок с патологиями, если получена травма, вследствие которой получена инвалидность, если нужна дорогостоящая операция… » — говорит генеральный директор Фонда президентских грантов. 

Он отмечает, что на самом деле некоммерческих организаций вокруг очень много, и все они занимаются разными вопросами: не только помощью людям с инвалидностью, но и защитой бездомных животных, спортивным воспитанием детей и так далее.

Чукалин предполагает, что исправить ситуацию можно, если рассказывать о социальных инициативах. Это важно не только с точки зрения пиара НКО, но и для мотивации людей совершать добрые дела. Он отмечает, что многие основатели социальных проектов могли бы быть успешны в бизнесе, но «почему-то решили отказаться от такой траектории, на которой заработали бы хорошие деньги». Вместо этого они стали заниматься добрыми делами и помогать другим. Этот сознательный выбор нужно показывать, чтобы больше людей приходило в сектор.

Об отношениях некоммерческого сектора и государства

Отношения некоммерческого сектора и властей отличаются от субъекта к субъекту. Чукалин признается, что есть НКО, которые некомфортны для власти: такие организации занимаются проблемами, которые чиновники не увидели, не захотели увидеть или не смогли решить. С другой стороны, генеральный директор ФПГ отмечает, что в последние годы есть ощущение обновления власти на местах. К сожалению, позитивных сдвигов не очень много: ситуация меняется, но не слишком быстро.

При этом сам по себе некоммерческий сектор решает очень много задач для власти, дает по ним обратную связь и сигнализирует о значимости конкретной проблемы.

«НКО часто решает проблему кратно дешевле, чем если бы государство взялось ее решать», — говорит Чукалин. 

Это возможно, потому что у социальных проектов часто отсутствует необходимость в проведении тендеров, поиске подрядчиков, многомесячном составлении и согласовании проектов.

О работе фонда

Генеральный директор ФПГ рассказал, что за все время работы фонда было рассмотрено 87 тысяч проектов. Из них 18 тысяч профинансировали на сумму в 37 млрд рублей.

Самые актуальные направления – здравоохранение и образование. В прошлом году из-за пандемии ситуация изменилась: на место образования встали проекты по соцподдержке. Чукалин отмечает, что это совершенно понятная ситуация, поскольку работа НКО отражает, что волнует людей.

Больше всего денег в 2020 году Фонд президентских грантов выделил на культурные проекты.

«Президентом еще на самом старте конкурса было принято решение, что фонд должен заниматься поддержкой молодых талантов в области культуры и искусства», — рассказывает Чукалин. 

Но для этих целей финансы выделяются отдельно, чтобы остальные направления не испытывали дефицита.

В 2021 году на поддержку некоммерческих организаций и социальных инициатив от государства фонд получил 10,2 млрд рублей.