В Петербурге пройдет конференция специалистов по выгоранию в НКО

На мероприятие приглашают всех, кто хочет познакомиться с коллегами, завязать партнерские отношения с перспективой совместных проектов, найти новых клиентов, поделиться опытом.

10–11 июня в Санкт-Петербурге пройдет конференция по выгоранию в НКО. На мероприятии встретятся 50 психологов, организационных консультантов и тренеров из разных регионов России. Все специалисты имеют опыт и проекты по профилактике выгорания и работе с профессиональным выгоранием активистов, НКО, инициативных групп.

Участие в конференции бесплатное. Организаторы приглашают внутренних психологов НКО, которые работают индивидуально и в группах: организуют супервизии, проводят тренинги, помогают наладить систему профилактики выгорания.

«Это конференция для знакомства, разметки поля и обмена опытом, а не такая, где кто-то будет как эксперт учить остальных, как именно им лучше работать. Каждый участник сможет представить свой опыт и поднять актуальные вопросы», — рассказывают организаторы.  

На мероприятии обсудят исследования по выгоранию в российских НКО, поговорят об опыте индивидуальных консультантов-тренеров по работе с выгоранием НКО, изучат самые лучшие и современные инструменты для работы с выгоранием, рассмотрят этические вопросы в работе с организациями и активистами.

Чтобы участвовать в конференции, нужно заполнить анкету. На ее основе будет проводиться отбор. 

Эмоциональное выгорание в НКО: причины, последствия и профилактика

Эмоциональное выгорание – это результат постоянного стресса на работе. Вы выгорели, если чувствуете сильную усталость, теряете мотивацию и дистанцируетесь от профессиональных задач. Выгорать могут все: айтишники, владельцы салонов красоты и библиотекари, – но каждый из них по-разному. Все зависит от личных качеств человека, особенностей работы и того, как она организована. Психологи говорят, что больше и чаще всего выгорают те, кто работает с людьми и конфликтными ситуациями, среди них и сотрудники НКО.

Причины выгорания в НКО

В некоммерческом секторе проблема выгорания связана с высокой эмоциональной вовлеченностью. Причем это касается не только психологов и волонтеров, которые напрямую работают с людьми, но и специалистов по фандрайзингу, административных ассистентов и руководителей. Тому есть несколько причин.

  • Большая нагрузка

Если социальный работник взаимодействует сразу с 10-ю семьями, отвечает на звонки своих клиентов по выходным и работает внеурочно, он обязательно выгорит. И это произойдет не потому, что человек не любит свою работу, а потому, что он не выдерживает высокую физическую и психологическую нагрузку. Обычно такая ситуация складывается в маленьких организациях или если руководитель НКО не умеет правильно организовать работу.

  • Плохая профессиональная подготовка или ее отсутствие

В нашей стране к работе в НКО готовят плохо или не готовят совсем. Социальные работники и психологи получают теоретическую базу в университете, но не умеют справляться с конфликтами на практике: не могут успокоить агрессивного клиента, не знают, как разговаривать с тем, кто плачет, и не понимают, что делать с собственным чувством обиды или злости.

«Мы вообще не занимаемся развитием специалистов, которые напрямую помощью занимаются. Мы учимся фандрайзингу, управлению, бизнесу… Но вы много знаете обучений для социальных работников в секторе? Их единицы. Мы занимаемся чем угодно, только не нашей услугой и не развитием специалистов, которые непосредственно услугу оказывают», — негодует Ольга Сорина, директор центра психологической помощи «Вдох». 

  • Низкая зарплата

Зарплаты сотрудников НКО часто ниже, чем у работающих в коммерческом секторе. Например, федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» ограничивает выплаты административно-управленческому персоналу благотворительных организаций: они могут получать не больше 20% от общей суммы денег, расходуемых за год.

«Вся социальная сфера очень недооплачиваемая. А ведь деньги важны. С одной стороны, на символическом уровне это компенсация: если много отдаешь, то и получать нужно достаточно. Ну и на практическом уровне деньги — это возможность экономить силы, время, отдыхать и т.д.» — говорит психолог Людмила Петрановская. 

Мало получают не только секретари и менеджеры. Психологи и соцработники, которые напрямую общаются с клиентами НКО, тоже не могут похвастаться высокими зарплатами. А волонтеры и вовсе работают бесплатно.

  • Неочевидный результат работы

Результаты работы НКО далеко не всегда осязаемы. Представим себе: центр социальной адаптации помогает детям с инвалидностью. Соцработники и психологи занимаются с ребятами арт-терапией, лечебной физкультурой и проводят воспитательные беседы. Как в таком случае определить конечный результат? Когда работа специалиста будет окончена?

«У НКО представление о результате часто размыто. Это порождает разное понимание того, достигаем мы его или нет. Нужно собраться и поговорить, как мы понимаем наш результат, с чего мы решили, что его реально достичь. Если мы не научимся видеть результат, будет очень тяжело. В этом смысле мне помогло чтение годовых отчетов других некоммерческих организаций. Нам кажется, что все вокруг нас сворачивают горы, а на самом деле они делают понятные, земные вещи. Просто нужно научиться их видеть», — говорит Алексей Газарян, педагог-психолог, сооснователь коммуны равных «Квартал Луи». 

  • Комплекс спасателя

Комплекс спасателя популярен в нашей культуре. «Спасатель» – это человек, который всем и всегда помогает. Он предъявляет повышенные требования к себе, многого требуют от него и окружающие. Люди с комплексом спасателя забывают о своих потребностях: они мало спят, плохо едят и не общаются с друзьями. Все время «спасатели» отдают клиентам: разговаривают с ними по мобильному на обеденном перерыве, приезжают в гости по выходным и решают чужие проблемы в ущерб собственной жизни. Такая полная отдача себя работе к хорошему не приведет: человек испортит здоровье и растеряет друзей.

  • Большая ответственность

Когда человек помогает другому в трудной ситуации, он чувствует себя ответственным за исход дела. Психолог переживает за результативность своих консультаций, социальный работник боится, что ему не хватит времени помочь подопечному по хозяйству, а волонтер отпрашивается с основной работы, чтобы успеть доехать в хоспис на другом конце города. Еще сложнее руководителям – их решения влияют не только на подопечных, но также на сотрудников и всю НКО целиком.

Photo on Unsplash by Verne Ho

К чему это может привести

Последствия эмоционального выгорания разные – от потери работы до ухудшения психологического состояния.

  • Снижается качество работы

Сотрудник, который выгорел, не может хорошо делать свою работу: он не высыпается, теряет концентрацию и фокус, срывается на клиентах. Это плохо не только для работника и его клиента, но и для организации в целом. Выгоревший психолог не может помочь подопечному и портит репутацию НКО.

  • Плохое влияние на коллектив

От выгорания страдает не только отдельно взятый сотрудник, но и весь коллектив. Циничные ремарки, опоздания на работу и постоянно усталый вид портят общую атмосферу. Под негативное влияние выгоревшего легко попадет тот, кто и так уже находится на грани. В итоге снижается эффективность работы всей организации, появляются рабочие конфликты, пропадают любые инициативы.

Очевидное следствие коллективного выгорания – массовые увольнения, текучка кадров, перенесение всех обязанностей на оставшихся немногочисленных сотрудников, которые из-за большой нагрузки тоже скоро выгорят. Так НКО быстро попадает в замкнутый круг.

  • Риск депрессии и других психических расстройств

Эмоциональное выгорание может привести к серьезным психическим расстройствам, например, к депрессии. Выбраться из такого состояния гораздо сложнее: понадобится больше времени, сил и обязательное участие профессионального психолога.

Как понять, что ты выгорел

Человек, который переживает эмоциональное выгорание, не всегда понимает, в каком состоянии находится. Он может считать себя плохим работником, списывать все симптомы на усталость, простуду или неудачное стечение обстоятельств. В таких ситуациях очень важна помощь извне: совет ментора или коуча, забота близких и внимание друзей.

Если вы заметили признаки выгорания у себя или у своего близкого, не игнорируйте их. Обязательно обратитесь за помощью или предложите ее.

Что с этим делать

«На английском этот термин [выгорание – прим. ред.] звучит как burnout. У нас говорят «выгорел». То есть некоторый объем «топлива», «заряд батарейки» в человеке закончился. С одной стороны, эта физическая метафора помогает лучше понять свое состояние и начать о себе заботиться. С другой стороны, она может приводить в тупик. Я выгорел, и что дальше?» – спрашивает Алексей Газарян.

«На английском этот термин звучит как burnout. У нас говорят «выгорел». То есть некоторый объем «топлива», «заряд батарейки» в человеке закончился. 

А дальше нужно сделать вот что.

  • Сдать анализы

В первую очередь нужно пройти осмотр у врача. Может быть, бессонница и недостаток энергии – признаки авитаминоза, а не выгорания. Если это так, придется пройти лечение под контролем медицинского специалиста, например, пропить курс витамина D. Когда с физическим здоровьем все в порядке, можно обратить внимание и на психологическое.

  • Поговорить с другом или сходить к психологу

При первых признаках выгорания необязательно обращаться к психологу, можно попробовать поговорить с другом, наставником или членом семьи. Но если состояние затянулось и ухудшилось, без профессиональной помощи не обойтись. Психолог поможет справиться не только с последствиями, но и с глубинными причинами эмоционального выгорания.

  • Взять отпуск

Отпуск – время выспаться и разобраться в себе. Иногда чтобы справиться с выгоранием, достаточно физически отдохнуть и психологически насытиться: заняться любимым хобби, пообщаться с друзьями и семьей. Во время отпуска можно подумать о приоритетах и составить планы на будущее: работа – это важная часть жизни, но не весь ее смысл.

  • Попросить прибавку или сменить работу

Говорить об увеличении зарплаты или изменении графика в НКО не принято. Все работают на единое благое дело, поэтому жертвуют собой и выгорают. Но выгоревший работник не представляет ценности: он не только не помогает, а наоборот, может навредить организации. Поэтому если начальник не готов идти на уступки, пора задуматься о смене места работы.

Наибольшего эффекта получится достичь, если действовать в комплексе: например, взять отпуск, а за это время пройти медобследование и сходить к психологу.

Профилактика

Как известно, профилактика – лучшее лечение. Поэтому вместо того, чтобы доводить себя до эмоционального выгорания, надо предупредить его наступление еще в тот момент, когда все хорошо.

  • Правильная организация труда и отдыха

Исследование эмоционального выгорания в НКО показало: руководители верят, что правильная организация и хорошее управление помогут профилактировать и снизить риск психологических проблем. Поэтому сотрудники некоммерческой организации должны четко определить и проговорить между собой правила поведения на рабочем месте: никто не отвечает на звонки клиентов во время обеда, внеурочная работа запрещена, а все спорные вопросы и сложные ситуации решаются на супервизии.

Личные границы – важная часть работы в НКО. Иногда подопечные требуют слишком много внимания, но сотрудник всегда должен фокусироваться на своей задаче. Его работа – это не стать лучшим другом клиента, а помочь пережить ему трудный период, справиться с проблемой.

  • Супервизия

Супервизия – это профессиональная поддержка сотрудников НКО. Она может быть групповой и индивидуальной. На супервизии принято разбирать реальные кейсы, анализировать поведение и чувства психологов, соцработников и волонтеров в конкретной ситуации. Супервизор учит преодолевать сложности в работе и развивать в себе устойчивость к стрессам.

  • Жизнь за пределами работы

Жизнь не должна ограничиваться работой. Особенно если работа требует большой эмоциональной вовлеченности. Сотрудники НКО ежедневно слышат про трудные жизненные ситуации: тяжелые заболевания и смерть, утрату близких и жилья, финансовые кризисы и бессилие. Этот негатив нельзя переносить на себя и выносить за стены рабочего кабинета, от него нужно вовремя избавляться.

Освобождать негативные эмоции можно по-разному: записаться на секцию бокса, писать песни и стихи, собирать паззлы или просто каждый вечер гулять в парке. Досуг – очень важное время, его нужно проводить с пользой для физического и психологического здоровья.

  • Позитивный настрой и мотивация

Лучшая мотивация сотрудника – финансовая. Но руководители НКО не могут позволить себе такую роскошь, не подойдет такой вариант и волонтерам. Альтернативная мотивация – профессиональные тренинги, корпоративные мероприятия, психологические игры. Важен в этом отношении и индивидуальный подход: если руководитель заметил, что сотрудник находится в плохом расположении духа, есть смысл узнать, все ли в порядке и предложить помощь.

Эксперт рассказала, зачем НКО выпускать подкасты

Образовательная онлайн-лекция прошла в рамках программы «Делай звоНКО».

Центр «Благосфера» и социальная сеть «ВКонтакте» проводят серию вебинаров «Делай звоНКО». Проект посвящен поддержке подкастов некоммерческих организаций.

Сегодня, 13 апреля, прошел первый онлайн-урок. Директор по коммуникациям и стратегическому развитию центра «Благосфера» Елена Темичева рассказала, как и для чего появились подкасты, где и кто их слушает, какие задачи НКО они помогают решать.

Некоммерческие организации выпускают подкасты, чтобы:

  • создать собственную платформу для коммуникации;
  • установить личный контакт со слушателями;
  • получить дополнительную финансовую поддержку.

Эксперт подчеркнула, что выпускать подкасты легко с технологической точки зрения: достаточно смартфона и простого приложения для монтажа аудио. При этом подкаст – очень эффективный канал коммуникации для НКО. Через него можно передавать свои идеи и мнения, рассказывать о благотворительных проектах и лидерах некоммерческого сектора, образовывать людей. 

Темичева отметила, что выпускать подкаст можно как для широкой аудитории (например, обсуждать в программе актуальные социальные проблемы), так и для узкоспециализированных слушателей (например, рассказывать про фандрайзинг в НКО или мотивацию волонтеров). 

Следующая лекция проекта «Делай звоНКО» пройдет 15 апреля. На ней расскажут, как создавать подкаст, на каких платформах его размещать и как рекламировать. Те НКО, которые по итогам курса до 3 июня запустят собственный подкаст, смогут претендовать на бесплатное продвижение аудиопроекта «ВКонтакте».