Конференция МГЮА: зарубежные законы об иноагентах жестче российских

Например, работающий в США иноагент обязан не только подавать дополнительные заявления каждые шесть месяцев, но и в срок до 48 часов предоставлять сведения о распространенных информационных материалах (в том числе сообщения в социальных сетях), а также показывать детальную финансовую отчетность.

В Московском государственном юридическом университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) проанализировали мировое законодательство об иноагентах. Эксперты изучили правовые акты РФ, США, Австралии, Венгрии и Израиля. Результаты работы представили 8 апреля на круглом столе «Государственное регулирование деятельности некоммерческого сектора: в поисках баланса. Российский и международный опыт». Об этом сообщает пресс-служба Минюста. 

Как оказалось, открытость и прозрачность деятельности иноагентов – универсальное требование во всех странах. 

«Обеспечение безусловной прозрачности деятельности любых лиц, осуществляющих иностранное влияние, а также защита суверенитета от иностранного вмешательства являются общей тенденцией в развитии правового регулирования во всех ведущих мировых правопорядках», — сказано в сообщении. 

Эксперты отметили, что в США, Австралии, Венгрии и Израиле требования к отчетности иноагентов гораздо жестче, чем в России.

«Нормы законодательства данных государств, регулирующие вопросы осуществления деятельности и отчетности лиц, выполняющих функции иностранных агентов, являются гораздо более жесткими в сравнении с российскими, а их нарушение влечет за собой значительно более тяжелые правовые последствия, вплоть до уголовной ответственности», — сообщает Минюст. 

Член Общественной палаты Мария Бутина рассказала, что деятельность иноагентов в США регулируют как минимум шесть законодательных актов. Среди них – закон о регистрации иностранных агентов (FARA, 22 US Code § 611-621), закон о раскрытии информации о лоббировании (2 U.S.C. § 1601), закон о «конфликте интересов», запрете деятельности должностного лица в качестве иностранного агента (18 U.S.C. § 219). Иностранный агент в США обязан не только подавать дополнительные заявления каждые шесть месяцев, но в срок до 48 часов предоставлять сведения о распространенных информационных материалах (в том числе сообщения в социальных сетях), а также предоставлять детальную финансовую отчетность.

Заместитель министра юстиции Российской Федерации Олег Свириденко выразил уверенность, что прозрачность и доступность объективной информации являются лучшим ответом на любые недобросовестные попытки искажения смысла и содержания российских норм.

Итоги доклада экспертов из МГЮА будут размещены на официальном сайте Минюста России.

Минюст выпустил рекомендации по составлению отчетов о работе НКО

Предоставить информацию об иностранном финансировании нужно до 15 июля.

Методические рекомендации по заполнению и представлению форм отчетности о деятельности НКО были опубликованы по итогам совещания представителей Минюста, членов Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере и представителей НКО.

Согласно документу, данные об иностранном финансировании деятельности НКО в Минюст нужно предоставить до 15 июля. Те, кто это сделают, будут считаться «добросовестно и разумно прилагающими усилия для предоставления информации об иностранных источниках». 

«Указанные методические рекомендации позволят некоммерческим организациям максимально эффективно адаптироваться к изменениям законодательства Российской Федерации в части расширения понятия «иностранные источники» поступления денежных средств и (или) иного имущества», — пишут авторы.

Предусматривается, что новые правила обеспечат прозрачность финансовой составляющей деятельности НКО.

«НКО не могут существовать и полноценно работать без доверия»: зачем нужны открытость и прозрачность

Работа любой некоммерческой организации строится на доверии. Если НКО доверяют, ее поддерживают деньгами, о ней пишут в СМИ, ей помогают волонтеры и эксперты. Сформировать такие отношения непросто, но возможно.

«НКО не могут существовать и полноценно работать без доверия», – начала свое выступление руководитель Центра управления социальных инноваций GrantRafting Эльвира Алейниченко.

На вебинаре «Как сделать публичный отчет, работающий на вас. И другие инструменты повышения открытости и прозрачности НКО» от благотворительного фонда «КАФ» и сервиса онлайн-пожертвований «Благо.ру» она рассказала о способах повышения доверия к некоммерческим организациям.

Алейниченко отметила, что для формирования доверия НКО нужно работать прозрачно и открыто: рассказывать о своих целях и методах, благополучателях и донорах, успехах и неудачах. Проще всего делать это в интернете.

«Если вас нет в интернете — то возникает вопрос, существуете ли вы вообще», — считает эксперт. 

Обязательность присутствия НКО в интернете ярко проявилась в пандемию: выиграли организации, которые умело использовали соцсети. Удачный пример –кейс социального благотворительного магазина Charity Market, который во время карантина переформатировал свой инстаграм и сильно повысил выручку.

Но перед тем, как создавать аккаунты в соцсетях и публиковать отчетную документацию, важно проанализировать текущую работу НКО и понять, насколько она открыта и прозрачна уже сейчас. Алейниченко предлагает сделать это с помощью Стандартов информационной открытости. Пособие описывает 3 уровня:

  • базовый (когда доступны только основные данные: название, адрес, миссия и цели НКО);
  • расширенный (к базовому набору добавляют финансовую информацию и детали реализуемых проектов);
  • полный (помимо прочего, в общем доступе находятся результаты аудиторских проверок и внутренние документы).

Самостоятельно оценить работу организации можно также с помощью опросника «Довериометр», доклада «Прозрачность НКО: результаты оценки сайтов. Мануал этического саморегулирования» или Методологии рейтинга благотворительных некоммерческих организаций РАЭКС-Аналитика и АСР.

Если оценка получилась неудовлетворительной, ее нужно повышать.

Photo on Unsplash  by Rohan Makhecha 

Как повысить уровень доверия к НКО?

Есть несколько простых, но действенных способов.

  • Выполнять все требования закона и направлять отчет о работе в Минюст. По словам Алейниченко, больше 40% некоммерческих организаций этого не делают.
  • Быть открытыми в отношениях с партнерами и донорами. Государственные доноры требуют прозрачности действий НКО, а частные грантодатели и бизнес этого не делают. Спикер предлагает некоммерческим организациям пользоваться простым правилом: если деньги пришли – за них надо отчитаться.
  • Выкладывать финансовые документы в общий доступ. Рассказывать об использовании денег нужно не только тем, кто их пожертвовал, но и другим заинтересованным лицам: сотрудникам, волонтерам, местному сообществу.
  • Рассказывать о команде. Организациям с человеческим лицом доверяют больше, чем анонимным НКО. Поэтому на сайте или в соцсетях нужно поименно перечислить всех сотрудников, рассказать об их опыте и компетенциях. Желательно выступать на тематических конференциях и круглых столах – это поможет сформировать хорошую репутацию.
  • Участвовать в совместных проектах с другими НКО. Алейниченко приводит известную поговорку «скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты» и советует вступать в партнерские отношения только с проверенными организациями.
  • Публиковаться в СМИ. Взаимодействие со СМИ – сложная работа, но делать ее важно. Положительные публикации об НКО существенно влияют на ее восприятие в обществе.
  • Быть фактически доступными. Телефоны, адреса электронной почты и социальные сети должны быть актуальными и рабочими. Если с НКО можно быстро и легко связаться – она движется в правильном направлении.
  • Участвовать в исследовательских проектах. «Когда к вам обращаются с запросами на проведение исследований, очень здорово, если вы от этого не отказываетесь», – говорит эксперт.
  • Участвовать в аудиторских проверках и программных оценках, публиковать их результаты. Так НКО показывает, что ей нечего скрывать.
  • Составлять публичный годовой отчет. 

«Не относитесь к отчетам как к формальности. Позаботьтесь об удобстве людей, которые будут это читать», — добавляет Алейниченко. 

Работа по обеспечению прозрачности и открытости требует много времени и сил, но окупается в перспективе. И наоборот: если НКО действует закрыто – это негативно сказывается на всей отрасли.

«Если люди не будут доверять каким-то НКО, скорее всего, они не будут доверять некоммерческому сектору в целом», – добавляет Эльвира Алейниченко.

Как НКО составить публичный годовой отчет и зачем он нужен

Публичный годовой отчет описывает работу, которую НКО проделала за год. Из документа можно узнать, сколько денег получилось привлечь и как их потратили, какие проекты удалось реализовать и в каких грантовых конкурсах поучаствовать. Начинать составлять отчет нужно в начале года, документ пишут поэтапно и строго соблюдают структуру. Подробнее о советах по созданию публичных годовых отчетов для НКО – в нашей статье.

Наличие публичного годового отчета – признак открытой и прозрачной работы НКО. Об этом на вебинаре «Как сделать публичный отчет, работающий на вас. И другие инструменты повышения открытости и прозрачности НКО» от благотворительного фонда «КАФ» и сервиса онлайн-пожертвований «Благо.ру» рассказала руководитель Центра управления социальных инноваций GrantRafting Эльвира Алейниченко.

Публичный годовой отчет, по словам Алейниченко, – это способ коммуникации и инструмент саморефлексии. Документ не только рассказывает о деятельности НКО внешнему миру, но помогает руководителям и сотрудникам организации понять, движутся ли они в правильном направлении.

Отчетный документ составляют для всех заинтересованных лиц – жертвователей, доноров, волонтеров, местного сообщества и органов власти. Он выполняет сразу несколько функций: информирует о деятельности, доказывает прозрачность и открытость работы, продвигает бренд НКО, объединяет команду, помогает привлекать ресурсы и служит основой для будущего планирования.

Как составить публичный годовой отчет?

Первое, о чем стоит подумать, – для кого вы составляете документ и как будете использовать его в дальнейшем. Алейниченко считает эти вопросы ключевыми. От ответов на них зависит подача информации и расстановка акцентов.

Эксперт отмечает, что чаще всего НКО составляют универсальные отчеты, процесс написания которых строится по схеме.

Шаг 1. Структура

Структура отчета может быть разной, но из нее должно быть понятно, кто, зачем и что делает, каких результатов достигает и какие ресурсы использует. Спикер рекомендует включать такие данные:

  • название, контакты и реквизиты НКО;
  • информация о руководителях и команде;
  • цели и миссия организации;
  • описание услуг и проектов, сроков их реализации, результатов и источников финансирования;
  • информация о целевой аудитории;
  • финансовая отчетность.

По желанию можно добавлять и другие разделы, например, обращение руководителя НКО.

Шаг 2. Содержание

Алейниченко предложила несколько советов по написанию содержания:

  • Сосредоточьтесь на достижениях, а не на процессе деятельности. В отчете не обязательно описывать все детали работы – лучше рассказать, каких результатов получилось достичь и почему они важны для НКО.

Отчет о деятельности фонда «Измени одну жизнь» за 2019 год 

Пишите не только о том, сколько денег собрали, но и о том, как их потратили. 

Отчет о деятельности фонда «Измени одну жизнь» за 2019 год 

Добавляйте фотографии ваших подопечных и сотрудников. Рассказывайте личные истории.

«Отчет должен оставлять эмоцию, он должен быть человеческим», — добавляет Алейниченко. 

Но нужно учитывать закон о защите персональных данных и всегда брать разрешение на публикацию фото и личной информации.

Отчет о деятельности благотворительной организации «Ночлежка» за 2019 год

Отчет о деятельности НКО «Лыжи мечты» за 2019 год 

Структурируйте и объясняйте финансовые показатели. Добавляйте инфографику и схемы. Информация должна быть максимально простой и понятной читателю. 

Отчет о деятельности фонда «Добрый город Петербург» за 2019 год 

Отчет о деятельности фонда «Собаки, которые любят» за 2019 год

В качестве общих советов Алейниченко порекомендовала использовать графические и визуальные приемы, писать емкие, краткие и аккуратно оформленные тексты, а также благодарить своих доноров и партнеров. «Язык вашего отчета – это язык вашей коммуникации», – добавила она.

Шаг 3. Дизайн

Рассказывая о дизайне публичного годового отчета НКО, руководитель Центра управления социальных инноваций GrantRafting отметила, что документ можно выпускать в бумажном или электронном формате. Иногда уместны оба варианта: электронную версию можно разместить на сайте НКО, а бумажную – разослать донорам и партнерам.

Бумажные отчеты могут принимать форму брошюр, листовок, плакатов или открыток, электронные – быть статичными (чаще всего в формате pdf) или интерактивными (например, в виде микросайта). Еще один креативный вариант – видеоотчет.

Шаг 4. Запуск

Когда отчет готов, нужно заняться его распространением среди всех заинтересованных: фактических и потенциальных доноров, местных властей, городской общественности. При желании можно не только рассылать документ, но и устраивать тематические ивенты, на которых руководители и сотрудники НКО будут презентовать отчет.

Кроме того, Алейниченко советует использовать публичный годовой отчет не только целиком, но и отрывками. Например, в своих соцсетях вы можете публиковать отзывы благополучателей, истории волонтеров, статистические данные и графические элементы. Также эту информацию полезно отправлять в СМИ.

В заключение спикер предложила начинать готовить отчет на следующий год уже в начале текущего: делать краткие отчеты о мероприятиях, писать репортажи с проводимых ивентов, фотографировать конференции и круглые столы, в которых участвует НКО, собирать комментарии и статистику.