Книжные магазины хотят приравнять к социальным предприятиям

Меру поддержки предлагается ввести временно – до конца 2022 года.

Правительство РФ поддержало законопроект, согласно которому продажа книг приравнивается к социальному предпринимательству. Об этом пишет ТАСС. 

Законопроект в Госдуму внесла группа депутатов во главе с председателем комитета по культуре Еленой Ямпольской. Они предложили поправить закон «О развитии малого и среднего предпринимательства». Депутаты хотят отнести к социальному предпринимательству деятельность субъектов МСП по реализации книжной продукции для детей и юношества, учебной, просветительской и справочной литературы.

Изменения внесут временно – до 31 декабря 2022 года. На этот период книготорговцам планируют предоставить те же льготы, что и другим социальным предпринимателям.

«Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект с учетом замечания», — приводит решение ведомства ТАСС (документ есть в распоряжении агентства). 

Замечание кабмина касается «внесения в основной законодательный акт правовых норм временного характера». Этого делать нельзя. В Правительстве России указали, что при необходимости установить временное правовое регулирование по определенным вопросам принимается самостоятельный законодательный акт.

Инициатор законопроекта Елена Ямпольская считает, что новые правила помогут небольшим книжным магазинам. 

Как социальные предприниматели пережили пандемию

24 марта Impact Hub Moscow представил результаты нового исследования «Социальное предпринимательство в эпоху пандемии». Эксперты выяснили, как социальные предприниматели пережили кризис.

Социальные предприниматели преследуют две цели – решение общественных проблем и сохранение экономической устойчивости. Поэтому кажется, что в пандемию им было особенно трудно. Так ли это на самом деле, разбирались эксперты из Impact Hub Moscow, Высшей школы менеджмента СПбГУ, Массачусетского университета и Фонда имени Фридриха Эберта.

Кто участвовал?

В исследовании, которое проходило с июля 2020 года по январь 2021 года, участвовали социальные предприниматели и эксперты сектора из 35 регионов России. Социологи опрашивали НКО, коммерческие организации и предпринимателей с гибридной моделью работы (когда сочетается внутреннее и внешнее финансирование).

Большую часть выборки составили респонденты из социальной и образовательной сфер. Также изучали социальных предпринимателей-программистов, экологов и медиков.

Среди наиболее популярных целевых групп общественников  – люди с инвалидностью, одинокие и многодетные родители, коммерческие организации с программами корпоративной социальной ответственности (КСО) и пенсионеры.

Результаты исследования

Первый вопрос исследователей к социальным предпринимателям касался численности сотрудников организаций. Как оказалось, в период пандемии ситуация практически не изменилась: 85% опрошенных ответили, что количество персонала осталось прежним или увеличилось. Увольнения затронули только 15% респондентов. Причем в наилучшем положении оказались НКО  – только 6% из них пришлось расторгать трудовые договоры.

Пандемия коронавируса дала возможность социальным предпринимателям расширить свой географический охват: они масштабировались на всю страну, дотянулись до соседних регионов или государств. В 78% случаев это произошло благодаря цифровым инструментам и работе в режиме онлайн.

Объем внешнего и внутреннего финансирования сократился у гибридных организаций, но в целом ситуация осталась стабильной. Социальные предприниматели начали искать выход из ситуации и применять новые методы работы. А для некоторых коронакризис даже стал толчком и мотиватором.

«Из-за страха надвигающегося кризиса я поняла, что мне нужно не просто увеличить доход магазина, а сделать что-то, чтобы не потерять то, что есть. В итоге мне удалось увеличить выручку в три раза и открыть второй магазин», — рассказывает Джамиля Семененко о проекте Charity Market.

Чтобы адаптироваться к ситуации, общественники использовали самые разные стратегии, наиболее популярными оказались:

  • улучшение существующих продуктов (89%);
  • создание новых продуктов (87%);
  • оптимизация бизнес-процессов (87%);
  • повышение профессиональных компетенций команды (86%);
  • привлечение новых партнеров (85%).

Среди распространенных цифровых решений можно выделить запуск онлайн-продаж и цифровых продуктов.

«Мы придумали и развиваем цифровую систему, которая будет оценивать уровень развития ребенка, составлять для него индивидуальную программу и управлять ее воплощением», — поделилась Надежда Самойлова из центра развития и реабилитации детей «Светлый город».

Для многих социальных предпринимателей карантин оказался периодом инноваций: 28% придумали радикально новый продукт для рынка, а 47% улучшили существующие процессы. Например, мебельная фабрика «Астра» запустила инклюзивное производство мебели.

Сооснователь и директор Impact Hub Moscow Екатерина Халецкая отметила, что во время пандемии выросло значение сообщества, часто проходили встречи представителей сектора. Востребованным стало и образование: социальные предприниматели ходили на просветительские мероприятия, записывались на специализированные учебные программы и занимались с наставниками. Общественники выделили области знаний, которых оказалось недостаточно и которые они планируют развивать: маркетинг и коммуникации, продуктовый дизайн, механизмы привлечения инвесторов, методы работы с госорганами и СМИ.

Оглядываясь назад, большинство респондентов положительно отзывается о периоде кризиса: они отмечают, что удалось приобрести новые знания и навыки, проявить свою креативность, начать работать эффективнее и сплотить команду. Лишь 13% социальных предпринимателей сказали, что пандемия на работу организации повлияла исключительно негативно.

«Социальные предприниматели проявили невероятную устойчивость в очень непростое время. Тому есть много причин, но главное –  это повышенная ответственность перед благополучателями и тот предпринимательский дух, который помогает им находить новые решения… Большинство социальных предпринимателей отмечает, что период пандемии –время бесценного опыта. Важно использовать этот опыт и двигаться дальше», — подвела итог одна из авторов исследования Юлия Арай.

В Правительстве РФ подвели итоги нацпроектов «Образование» и «Культура»

Из-за коронавируса с реализацией программ возникли сложности. В худшем положении оказалась сфера культуры.

Заместитель председателя правительства Татьяна Голикова провела заседания проектных комитетов по национальным проектам «Образование» и «Культура». Эксперты подвели итоги их реализации в 2020 году. Об этом сообщили в пресс-службе ведомства. 

Итоги нацпроекта «Образование» 

Несмотря на пандемию, удалось выполнить ряд важных задач:

  • создали 40 тысяч новых мест в общеобразовательных организациях;
  • создали 5 тысяч центров «Точка роста» для школ в сельской местности и малых городах с обновленными учебными кабинетами для проведения занятий по информатике, ОБЖ и технологии, помещениями для проектной деятельности;
  • обновили материально-техническую базу в 369 коррекционных школах;
  • отремонтировали 2 тысячи спортивных залов и стадионов;
  • открыли 27 региональных центров развития способностей и талантов у детей и молодежи; 
  • создали 71 центр развития цифровых навыков «IT-куб», программы центров охватили 41 тысячу детей;
  • 20 тысяч педагогов повысили компетенции в области современных технологий.

В рамках нацпроекта больше 11 миллионов школьников поучаствовали в открытых онлайн-уроках, направленных на раннюю профориентацию, а 366 тысяч детей получили рекомендации по построению индивидуальной образовательной траектории в соответствии с выбранной профессией. 

Важное место в 2020 году занимало и развитие современной цифровой образовательной среды: разработали 1,7 тысячи онлайн-курсов от 110 университетов на 68 платформах, которые используют 1,7 миллиона обучающихся.

Помимо прочего, Россия заняла 12 место в мире по присутствию университетов в топ-500 глобальных рейтингов университетов. 

Итоги нацпроекта «Культура» 

Из-за коронакризиса сфера культуры оказалась одной из наиболее пострадавших. Зато за прошедший год улучшилась ситуация с цифровизацией отрасли: в 44 регионах открыли 80 виртуальных концертных залов, благодаря чему 8 миллионов человек даже в самых отдаленных уголках страны получили бесплатный доступ к концертам в записи и в режиме реального времени. 

В рамках нацпроекта построили 45, реконструировали 6 и капитально отремонтировали 286 сельских домов культуры, открыли 172 модельные библиотеки, отремонтировали 8 региональных и муниципальных детских театров, создали 60 кинозалов, 301 образовательная организация получила новые музыкальные инструменты. В 2020 году провели 2 тысячи мероприятий (концерты, выставки, фестивали, конкурсы, форумы, семинары, конференции, круглые столы, мастер-классы), которые посетили 2,7 миллиона зрителей.