Студентов приглашают в «Школу социального предпринимательства»

Обучение бесплатное.

Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (ВШМ СПбГУ) объявляет набор в «Школу социального предпринимательства» для студентов российских вузов. Основной акцент программы – на разработку цифровых решений. 

Учебная программа начнется 22 апреля и пройдет онлайн. Она состоит из 10 занятий, на которых студенты изучат основы социального предпринимательства и смогут разработать проекты цифровых решений для социальных предпринимателей Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Занятия проводят преподаватели ВШМ СПбГУ, сотрудники компании IBM, представители экспертного сообщества, успешные социальные предприниматели.  

Заявки принимают до 18 апреля.  Желающим учиться в «Школе социального предпринимателя» нужно заполнить анкету и написать эссе. Организаторы учебной программы просят описать интерес к теме социального предпринимательства, наличие опыта в реализации социальных проектов, обосновать мотивы и ожидания от участия в школе. 

Социальное предпринимательство в России: опыт и советы экспертов

Социальные предприниматели решают общественные проблемы: трудоустраивают инвалидов, учат сирот и помогают по хозяйству старикам. В последнее время эта тема стала особенно популярной.

Пройти мимо тренда не смогли и организаторы Всемирного дня НКО в Москве. В рамках дискуссии «Социальное предпринимательство и НКО» своим опытом поделились пять экспертов отрасли: они рассказали о трудностях, победах, принципах работы и выученных уроках.

Маргарита Ребецкая и инклюзивный кино-театральный проект «ВзаимоДействие», где играют актеры с синдромом Дауна

Фото с сайта проекта 

Основатель «ВзаимоДействия» Маргарита Ребецкая рассказала, что для руководителей и участников проекта важно оказывать социальное воздействие, делать качественный контент, пользоваться востребованностью у широкой публики и быть максимально эффективными. Незаменим и предпринимательский подход к работе. Руководствуясь им, «ВзаимоДействие» продает билеты на свои спектакли и запускает коммерческие театральные занятия для детей и взрослых с синдромом Дауна.

Социальным предпринимателям Ребецкая советует быть гибкими и открытыми. Еще она акцентирует внимание на том, что нужно заниматься тем, к чему лежит душа, например, команда «ВзаимоДействия» любит создавать контент, поэтому они никогда не откроют пекарню, даже в благотворительных целях.

Джамиля Семененко и социальный благотворительный магазин Charity Market  (проект благотворительного фонда «Облака»)

Инстаграм проекта 

Джамиля Семененко, учредитель и директор по развитию фонда помощи многодетным и малоимущим семьям, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, призналась, что не любит словосочетание «социальное предпринимательство». «Я говорю: бизнес-проекты НКО», – отметила она.

Несмотря на это, Семененко считает словосочетание применимым к своей работе и определяет социальное предпринимательство как «ведение бизнеса, которое решает острые текущие социальные проблемы общества и вносит измеримый социальный вклад в развитие города, региона, страны, планеты».

Семененко рассказала, что во время пандемии работа Charity Market замедлилась, выручка упала. Встать на ноги проекту помогло правильное позиционирование на рынке и маркетинг в социальных сетях. Семененко считает, что бизнес НКО и реальный бизнес эквивалентны друг другу, поэтому третьему сектору стоит поучиться у коммерческих предприятий.

Матвей Петухов и центр социально-бытовой адаптации людей с ментальными нарушениями «Мастера и Маргарита»

Фото с сайта проекта  

Директор центра Матвей Петухов не согласился с позицией предыдущих спикеров и заявил, что бизнес и НКО – это совершенно разные вещи. Поэтому прежде чем использовать коммерческие инструменты в работе, важно оценить, насколько они уместны. Петухов привел пример: представьте, что мы повысили цену на свои занятия (что делает бизнес при повышении спроса), из-за этого часть подопечных отказалась от услуг центра или снизила частоту занятий – это привело к тому, что социальная проблема стала решаться хуже. Не выполняется наша цель, а значит, инструмент не подходит.

Петухов подчеркнул, что для разных НКО подходят разные методы работы. Он сказал, что для успешной работы некоммерческих организаций важно, чтобы сотрудники получали достойную зарплату и не выполняли «бредовую работу» (например, не заполняли много ненужных документов).

Елена Кулагина и проект по содействию социальной адаптации личности «Квартал Луи»

Фото с сайта фонда 

Исполнительный директор проекта Елена Кулагина рассказала, что команда «Квартала Луи» занимается поддержкой молодых людей с инвалидностью и тех, кто остался без родительского попечения. «Квартал Луи» – это уникальный кластер, где живут, учатся и работают те, кто оказался в трудной жизненной ситуации. На его территории есть социальный хостел, кафе и типография. В трех многоквартирных домах «Квартала Луи» живет 35 человек из 8 регионов страны.

Рассказывая о реализации проекта, Кулагина отметила, что команда вынесла для себя несколько важных уроков: необходимость действовать поэтапно, ориентироваться на конкретных людей и их потребности, а также собирать, сохранять и мотивировать профессионалов. Социальным предпринимателям она посоветовала начинать с небольших проектов и выстраивать хорошие отношения с партнерами.

Дарья Алексеева и благотворительный фонд помощи людям в трудной жизненной ситуации «Второе дыхание»

Фото с сайта фонда 

Миссия «Второго дыхания» – популяризация осознанного потребления. Фонд оказывает вещевую помощь нуждающимся, перерабатывает одежду в новые материалы, поддерживает инициативы по рециклингу одежды и трудоустраивает людей из социально незащищенных групп. В рамках дискуссии о социальном предпринимательстве директор фонда Дарья Алексеева рассказала о своем профессиональном пути в некоммерческом секторе и посоветовала социальным предпринимателям заниматься такой работой, которая им интересна и которую они умеют делать. Алексеева отметила, что ее интересует не только решение социальных проблем, но и развитие компании как таковой.