В этом году конкурс Фонда президентских грантов побил все рекорды

Несмотря на беспрецедентное количество заявок, экспертную оценку прошли не все.

В 2021 году на второй конкурс, который стал одиннадцатым для Фонда президентских грантов (ФПГ), поступило 12 255 заявок. Это рекордное количество, сообщили в пресс-службе организации.

На поддержку фонда в этот раз рассчитывали 10 330 НКО. Большая часть из них (52%) просила от 500 тысяч до 3 млн рублей. Самое популярное направление гражданских инициатив – здравоохранение.

«Больше всего проектов участники подали по грантовому направлению «Охрана здоровья граждан, пропаганда здорового образа жизни». Стоит отметить, что именно оно лидирует из конкурса в конкурс», — рассказали в фонде. 

На втором месте – проекты в области культуры и искусства, далее – социальные, образовательные и исторические инициативы.  

Среди региональных лидеров оказалась Белгородская область, от местных НКО поступило 670 заявок. Следом идут Волгоградская область, Республика Башкортостан, Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Свердловская и Самарская области, Краснодарский и Красноярский края, Иркутская область. 

Несмотря на рекордное количество заявок, не все проекты будут рассмотрены и оценены экспертами: 495 заявок забраковали из-за ошибок, а 58 инициатив самостоятельно отозвали их авторы. Получается, что итоговую оценку пройдут только 11 702 проекта. 

Победителей одиннадцатого конкурса ФПГ определят на заседании Координационного комитета до 15 июня. Между ними распределяют 4 млрд рублей. Финансирование начнется с 1 июля.

Как социальные предприниматели пережили пандемию

24 марта Impact Hub Moscow представил результаты нового исследования «Социальное предпринимательство в эпоху пандемии». Эксперты выяснили, как социальные предприниматели пережили кризис.

Социальные предприниматели преследуют две цели – решение общественных проблем и сохранение экономической устойчивости. Поэтому кажется, что в пандемию им было особенно трудно. Так ли это на самом деле, разбирались эксперты из Impact Hub Moscow, Высшей школы менеджмента СПбГУ, Массачусетского университета и Фонда имени Фридриха Эберта.

Кто участвовал?

В исследовании, которое проходило с июля 2020 года по январь 2021 года, участвовали социальные предприниматели и эксперты сектора из 35 регионов России. Социологи опрашивали НКО, коммерческие организации и предпринимателей с гибридной моделью работы (когда сочетается внутреннее и внешнее финансирование).

Большую часть выборки составили респонденты из социальной и образовательной сфер. Также изучали социальных предпринимателей-программистов, экологов и медиков.

Среди наиболее популярных целевых групп общественников  – люди с инвалидностью, одинокие и многодетные родители, коммерческие организации с программами корпоративной социальной ответственности (КСО) и пенсионеры.

Результаты исследования

Первый вопрос исследователей к социальным предпринимателям касался численности сотрудников организаций. Как оказалось, в период пандемии ситуация практически не изменилась: 85% опрошенных ответили, что количество персонала осталось прежним или увеличилось. Увольнения затронули только 15% респондентов. Причем в наилучшем положении оказались НКО  – только 6% из них пришлось расторгать трудовые договоры.

Пандемия коронавируса дала возможность социальным предпринимателям расширить свой географический охват: они масштабировались на всю страну, дотянулись до соседних регионов или государств. В 78% случаев это произошло благодаря цифровым инструментам и работе в режиме онлайн.

Объем внешнего и внутреннего финансирования сократился у гибридных организаций, но в целом ситуация осталась стабильной. Социальные предприниматели начали искать выход из ситуации и применять новые методы работы. А для некоторых коронакризис даже стал толчком и мотиватором.

«Из-за страха надвигающегося кризиса я поняла, что мне нужно не просто увеличить доход магазина, а сделать что-то, чтобы не потерять то, что есть. В итоге мне удалось увеличить выручку в три раза и открыть второй магазин», — рассказывает Джамиля Семененко о проекте Charity Market.

Чтобы адаптироваться к ситуации, общественники использовали самые разные стратегии, наиболее популярными оказались:

  • улучшение существующих продуктов (89%);
  • создание новых продуктов (87%);
  • оптимизация бизнес-процессов (87%);
  • повышение профессиональных компетенций команды (86%);
  • привлечение новых партнеров (85%).

Среди распространенных цифровых решений можно выделить запуск онлайн-продаж и цифровых продуктов.

«Мы придумали и развиваем цифровую систему, которая будет оценивать уровень развития ребенка, составлять для него индивидуальную программу и управлять ее воплощением», — поделилась Надежда Самойлова из центра развития и реабилитации детей «Светлый город».

Для многих социальных предпринимателей карантин оказался периодом инноваций: 28% придумали радикально новый продукт для рынка, а 47% улучшили существующие процессы. Например, мебельная фабрика «Астра» запустила инклюзивное производство мебели.

Сооснователь и директор Impact Hub Moscow Екатерина Халецкая отметила, что во время пандемии выросло значение сообщества, часто проходили встречи представителей сектора. Востребованным стало и образование: социальные предприниматели ходили на просветительские мероприятия, записывались на специализированные учебные программы и занимались с наставниками. Общественники выделили области знаний, которых оказалось недостаточно и которые они планируют развивать: маркетинг и коммуникации, продуктовый дизайн, механизмы привлечения инвесторов, методы работы с госорганами и СМИ.

Оглядываясь назад, большинство респондентов положительно отзывается о периоде кризиса: они отмечают, что удалось приобрести новые знания и навыки, проявить свою креативность, начать работать эффективнее и сплотить команду. Лишь 13% социальных предпринимателей сказали, что пандемия на работу организации повлияла исключительно негативно.

«Социальные предприниматели проявили невероятную устойчивость в очень непростое время. Тому есть много причин, но главное –  это повышенная ответственность перед благополучателями и тот предпринимательский дух, который помогает им находить новые решения… Большинство социальных предпринимателей отмечает, что период пандемии –время бесценного опыта. Важно использовать этот опыт и двигаться дальше», — подвела итог одна из авторов исследования Юлия Арай.

Открыт прием заявок на конкурс лидеров социальных инноваций

Важна креативность и системность лидера, а еще – новизна и масштаб социального влияния его идеи.

«Соль» – это конкурс для тех, кто устойчиво решает социальные и экологические проблемы.

«Мы верим, что если есть социальные проблемы, то есть и решения этих проблем. Мы хотим найти и поддержать тех, кто решает эти проблемы, для того, чтобы лучшие социальные решения получили широкое распространение», – рассказывают организаторы конкурса.

Жюри будет оценивать социальные проекты по таким критериям: инновационность идеи, креативность и системность лидера, масштаб социального влияния. А сам конкурс пройдет в несколько этапов: экспертная оценка, интервью с судьями и руководителями проекта, финал, объявление победителей.

«Мне очень хочется, чтобы этот конкурс изменил восприятие того, что вы делаете, и расширил масштабы и горизонты», — говорит инвестор Алексей Горячев.



Подать заявку на конкурс можно до 19 апреля. Финалисты будут участвовать в призовых образовательных мероприятиях: программа для лидеров изменений Ashoka Visionary Program, программа развития молодых предпринимателей YPO Legacy от YPO Russia, кейс-день от платформы социальных изменений todogood и других.

Конкурс «Соль» проводится с целью выявления и поддержки лидеров социальных инноваций, создающих устойчивые системные решения социальных и экологических проблем. В том числе для того, чтобы создать воронку для социально-преобразующего инвестирования и масштабирования социального воздействия этих проектов во благо общества.

НКО приглашают участвовать в конкурсе социальной рекламы

Победители получат дипломы и ценные призы.

LIME – это международный фестиваль социальной рекламы и коммуникаций. Его проводят для повышения социальной активности молодежи, реализации социально-значимых проектов и образовательных задач в области социальных коммуникаций и социальной рекламы. Участие в фестивале бесплатное и доступно для всех желающих.

Направлять на конкурс можно работы по темам:

  • проблемы семьи и детей;
  • культура – неотъемлемая среда человеческой жизни;
  • волонтерство;
  • здоровье и спорт;
  • профилактика наркомании, курения, игромании, алкоголизма;
  • профилактика ВИЧ/СПИД;
  • активное долголетие;
  • защита животных;
  • люди с неограниченными возможностями (привлечение внимания к проблемам людей с инвалидностью).


Организаторы предусмотрели большое количество номинаций: визуализация данных, социальная аудиореклама, ТикТок, идея будущего, цифровая печать и другие. Заявки на участие принимают до 12 апреля.
Фестиваль LIME проводят с 2010 года. Среди победителей прошлых лет – благотворительные фонды «Дети-бабочки» и «Семья Прибайкалья», АНО «Лаборатория Сенсор-Тех», общественная организация «Мы – земляки».